Петрова О.В. Анализ возможностей экологически приемлемого размещения промышленной инфраструктуры в Хибинском горном массиве (Мурманская область). Использование и охрана природных ресурсов в России. 2013, №2 (128), с. 60-65.
РЕКРЕАЦИОННЫЕРЕСУРСЫ и ООЛТ Таблица 2 Соотношение (вес) параметров оценки Параметр оценки Вычисленная оценка соотноше ния параметров Общая протяженность дороги 0,56 Протяженность дороги вне существующих старых дорог 0,63 Количество известных мест нахождения редких видов на расстоянии 1 км от дороги, 1 категория Красной книги области 13,72 Количество известных мест нахождения редких видов на расстоянии 1 км от дороги, 2 категория Красной книги области 10,02 Количество известных мест нахождения редких видов на расстоянии 1 км от дороги, 3 категория Красной книги области 6,93 Количество известных мест нахождения редких видов на расстоянии 1 км от дороги, категория «бионадзор» в Красной книги области 4,34 Количество известных мест нахождения редких видов на расстоянии 1 км от дороги, виды, занесен ные в Красную Книгу России 11,4 Количество пересекаемых вариантом дороги мест концентрации редких видов растений 5,08 ічилкіЧ сиіои ^сДКиХ іэкІДио о rvicijic КОНЦбп 1 ціации, 1 icfjeCeKciciviGivi nafjnan іОіѵі ДирСі И 3,53 Количество пересекаемых дорогой водотоков 1,87 Количество вновь нарушаемых водосборных бассейнов 2,36 Факт пересечения дорогой территории проектируемого национального парка 3,15 Факт пересечения дорогой территории заказника 1,78 Сокращение площади национального парка «Хибины» в результате прохождения дороги 12,4 Сокращение площади заказника «Симбозерский» в результате прохождения дороги 2,35 Изменение индекса формы ООПТ 3,58 Наличие дороги в Схеме территориального планирования области 3,31 Количество затрагиваемых основных туристических маршрутов 2,69 Количество затрагиваемых прочих туристических маршрутов 2,13 Площадь зон видимости варианта дороги на расстоянии 10 км от него 1,96 Протяженность прохождения варианта дороги через лавиноопасные участки 4,02 вариант 1 (западный) Вариант 2 (южный) Вариант 3 (восточный) Вариант 4 (северо-восточный) Рис. 11. Итоговое значение оценки влияния реализации каждого из вариантов дороги на экологическую и социальную ситуации в Хибинах, относительные значения, в баллах. Минимальное значение соответствует наиболее оптимальному варианту дороги, максимальное - наихудшему. по Октябрьской железной дороге, для чего не обходимо соглашение с другим хозяйствующим субъектом. По нашему мнению, в данном случае преодоление разногласий между хозяйствующи ми субъектами для нахождения экологически при- о м п о м п г п псчиры-іма M n w o T м п л п ѵ и л б ь |_гь О п Н!*М ИЗ требований государственных природоохранных органов, обуславливающих выдачу разрешения на осуществление работ. Отметим, что по многим параметрам наиболее значительный природоохранный ущерб наносится при прокладке промышленной дороги по варианту 3, что косвенно доказывает оптимальность пред лагаемых границ проектируемого национального парка «Хибины» для сохранения природоохранной ценности и рекреационного значения территории. Более того, строительство промышленной дороги по этому маршруту - через центральную часть Хи бин - практически исключает создание националь ного парка, так как прямо противоречит как харак теристике категории II «National Park» Системы к'ОТ ОГППМ М П П П Т КЛом/пѵш оплп ur\rr\ ЛЛ 1ЛОО rw ПО LI L I -------- - - I----------- — —..................... .........т- 1/ - • — I ------------------—------------------------- 1 --------- природы (IUCN) [26], так и требованиям к нацио нальным паркам в Разделе III «Национальные пар ки» Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» [27], так как расчлене ние территории ослабит экологические процессы, для которых нужны крупные сплошные природные массивы, а дорога будет каналом проникновения чужеродных видов на природную территорию; снизится репрезентативность территории, ее на учное, рекреационное и туристическое значение. 64 Бюллетень «Использование и охрана природныхресурсов в России», 2013, №2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz