Петрова О.В. Анализ возможностей экологически приемлемого размещения промышленной инфраструктуры в Хибинском горном массиве (Мурманская область). Использование и охрана природных ресурсов в России. 2013, №2 (128), с. 60-65.
РЕКРЕАЦИОННЫЕРЕСУРСЫ и ООПТ Рекреационные ресурсы и ООПТ УДК 379.85:502.36 Анализ возможностей экологически і ф и е м л ц м и і и р а з м е щ е н и и м р и м ы ш л е п п и п транспортной инфраструктуры в Хибинском горном массиве (Мурманская область) ( О к о н ч а н и е . Н а ч а л о в б ю л л . № 1 ) А.А. Тишков1, д.г.н., проф., Н.А. Константинова2, д.б.н., проф., Е.А. Шварц5, д.г.н., К.Н Кобяков5, Н.Е. Королёва2, к.б.н., В.Н. Петров4, Н.А. Соболев1, к.г.н., М.А. Викулина6, к.г.н., Л.Г. Исаева3, к.с.-х.і,., С.В. Титова’, В.А. Костина2, О.В. Петрова34, С.К. Коняев6, Е.П. Гурина7 1Институт географии РАН 2Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина (ПАБСИ) КНЦ РАН 3Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН 4Кольский центр охраныдикой природы 5Всемирный фонд дикой природы (WWF России) 6Хибинская учебно-научная база географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 7ЗАО «Росинжиниринг» 7. Наличие варианта дороги в Схеме терри ториального планирования Мурманской области (утв. Постановлением Правительства области от 19.12.2011 № 645-ПП). С соответствии с законо дательством РФ, строительство дороги, возмож но, только по варианту, включенному в указанную Схему. В случае строительства по другому вариан ту необходимо пройти процедуру включения этого варианта в Схему (которая предусматривает в т.ч. проведение общественных слушаний). 8. Количество затрагиваемых дорогой тури стических маршрутов [18, карта 9]. В данной рабо те маршруты обновлены в соответствии с послед ними данными, а также разделены на основные (по которым проходит максимальное количество туристов) и прочие, учитывались только пешеход- UL.IQ ы nuM /uLio н о т Iirwrrui Ігмлп Д\ .^rYvr п а п а т о т п . , ~. W . • * W-------- Г Т * J . — \ Г " — / • W . W . позволяет оценить возможный ущерб для разви тия туризма в Хибинах. Как отрицательное, здесь также учитывается параллельное прохождение технологической дороги с туристическим маршру том на достаточно близком расстоянии (менее 0,2 км), вследствие планируемого закрытого режима функционирования данной дороги и ее отрица тельного эстетического воздействия. 9. Площадь территории с актуальной видимо стью дороги, для каждого из вариантов. Вычисле ние площади видимости дороги позволяет оце нить размер территории, на которой произойдет ухудшение условий туристической деятельности в связи с наблюдаемостью нарушений ландшафта и промышленного объекта. Видимость на рассто янии не более чем 10 км от дороги оценивалась по цифровой модели рельефа с применением штат ных средств оценки зон видимости объектов моду ля Spatial Analyst программного пакета ESRI ArcGis (рис. 9а-г). 10. Протяженность прохождения варианта до роги через лавиноопасные участки, отдельно по степени лавинной активности на данном участ ке. значение протяженности дороги через лави ноопасные участки позволяет не только оценить технологические риски, но и риски повреждения и утраты естественных природных комплексов в результате проведения противолавинных ме роприятий. Положение лавиноопасных участков приведено по сводке М.А. Викулиной [23], лавин ную активность в которой оценивалась исходя из густоты лавинных очагов (ед. на 1 км дна долины), повторяемости лавин (раз в год) и приведена к 60 Бюллетень «Использование и охрана природныхресурсов в России», 2013, №2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz