Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.
с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отда ёт себе отчёт в способах его получения) или как интенциональности ( в этом случае считается, что субъект осознаёт не только интен сиональный предмет, но и сам акт интенции и себя как её источник). Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж. Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внеш нему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной дея тельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. <...>» Многостраничная трактовка сознания, основные мысли которой приведены выше, вряд ли приблизили бы читателей к пониманию вопро са, она интереснатолько специалистам. Да идля них сомнительно извле чение практической пользы от этих туманных формулировок. Заверша ется статья следующим замечанием: «В истории философии сознание иногда понималось как синоним совокупности идей - индивидуальных или коллективных. В такомсмыслеупотребляли этоттермин, напр., Ге гель иМаркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т.д.)». То, что в новейшей философской энциклопедии столь мало места уделено Марксу удивления не вызывает, но странно, что пострадал и Гегель. Но не на этом хочу я акцентировать внимание, мысль мою будоражит трактовка сознания, которую дали Вы, автор «Демокра тии и эгократии». Мало того, что Вы впервые обращаете внимание на роль сознания в эволюции всего живого на земле, Вы убедительно проводите тезис о том, что благополучие мира и людей всецело зави сят от сознания. Экономика, производство, производственные отно шения, взаимоотношения людей в целом, развитие общества - всё это вещи производные, зависимые. И зависят они не от уровня развития производства (хотя есть и это), а от уровня развития сознания. Да, производство в определённой степени влияет на сознание, но лишь по сле того как сознание определило и создало это производство. Этим заключением Вы переворачиваете марксизм, избавляете его от лож ных тезисов и приводите в нормальное положение. Иными словами, Вы ставите учение на ноги, в нормальное положение, когда всем управ ляет голова. До сих пор было наоборот, получалось, что ноги и руки управляют головой. Жизнь начинается с зарождения сознания - эпохальное открытие! Сознание не только отражает объективный мир, сознание продви гает эволюцию! 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz