Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.

вопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосозна­ ваемое, подсознание и т.д.). Сознание - одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В кон. 19 в. био­ лог Т. Гекели даже выразил мнение о том, что природа сознания в прин­ ципе не поддаётся научному исследованию. Многие психологи в 19-20 вв. (В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в пережи­ вании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания. 1. Концепция отождествления сознания с знанием: всё, что мы знаем, - это сознание, и всё, что мы осознаём, - знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представле­ ние, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов сит и sciare, т.е. означает совмест­ ное знание (то же самое и в русском языке). Правда, некоторые фило­ софы не соглашались с таким пониманием. <...> <...> <...> 2. Ряд философов...в качестве главного признака сознания выделя­ ют не знание, а интенциональность: направленность на определённый предмет, объект. <...> Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. <...> <...> 3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолко­ вывать сознание (т.е. внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. <...> <...> <...> 4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание со­ знания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчёта Я в собственных действиях. Подобное понимание может сочетаться 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz