Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.
природы». Далее говорится, что человек, чтобы присвоить это «веще ство природы» в пригодной для его жизни форме, «приводит в движе ние принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы». Этим он изменяет и свою собственную природу: «Он развива ет дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Поэзия! Тем не менее, какое мудрёное и важное замечание! Узнать бы о нём поподробнее, но Маркс отказывает нам в этом: «Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда... уходящее в глубь первобытных времён состояние, когда чело веческий труд ещё не освободился от своей примитивной, инстинктив ной формы...». Сколько науки! Человеческий труд, оказывается, освобождался (!) «от своей примитивной, инстинктивной формы». Следовательно, ос вободился, потому что есть итоговая констатация: «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное досто яние человека». Итак, вывод: вначале примитивная, животнообразная, инстинктив ная форма человеческого труда, а затем исключительное достояние че ловека. Примитивная, инстинктивная форма труда поясняется примером па ука, совершающего операции, напоминающие операции ткача. И «пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-ар- хитекторов». Следовательно, они демонстрируют примитивную, жи вотнообразную, инстинктивную форму труда. Но сказано ведь было о человеческом примитивном труде, примеры паука и пчелы не совсем уместны. Тем более, что «самый плохой архитектор от наилучшей пче лы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове». И далее следует осно вательное рассуждение об изначальном представлении человеком ко нечного результата, т.е. представлении идеально, и о том, что человек «осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». При этом «в течение всего времени труда не обходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим со держанием и способом исполнения, следовательно чемменьше рабочий наслаждается трудом как игрой физических интеллектуальных сил». Из приведенных цитат видим, что контраст между «примитивным, инстинктивным» трудом и трудом, составляющим «исключитель ное достояние человека» представлен огромный, нет только одного, 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz