Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.

мудрецов, каждое слово которых праведное, не подлегающее сомнению. С таким убеждением прожил несколько лет активной пионерской и ком­ сомольской жизнью, был несменяемым старостой класса. Смута в душе началась, как мне кажется, после очередного приезда САДа. В какой-то день его пребывания через открытое окно своей комнаты услышал жар­ кий его спор с отцом, из которого ничего не понял, кроме последней фразы: отец сказал, что хорошо, согласен, дела никчёмные, может и хре­ новые, но что взамен? Ответа САДа не разобрал, а отец продолжал повышенным тоном: «Вот так всегда, критикуют, критикуют, а взамен ничего нет. Кри­ тиковать легко, предложить что-то иное, конкретное —кишка тонка. А без такого позитива критика теряет всякий смысл!». Чувствовалось, что отец заведён, говорил громким командирским голосом. Я ожидал, что и САД выдаст сейчас что-то на высокой ноте, но послышался смех, а за ним шутливое пение: «Броня крепка и танки наши быстры, а наши люди, да, ... (что там) говорить!..» Я чуть было не выдал себя хохотом. Юмор был в том, что вместо фразы «что там» пропето было смешное двусложное непечатное слово, начинающееся слогом ху. От САДа такой солдатской шутки я никак не ожидал, а потому еле сдерживал хохот. Спетый куплет, я понял, мастер­ ски разрядил обстановку в соседней комнате, отец тоже рассмеялся и даже пошутил на этот счёт. Но за весёлым куплетом последовали се­ рьёзные слова САДа: «Желаешь услышать, что взамен? Хорошо, услы­ шишь, кое-что предложу». Услышать предложение САДа мне не удалось, раздался скрип закры­ вающегося окна, собеседники, видимо, сориентировались, что дальней­ ший разговор при открытом окне не уместен. Ничем не примечательный вроде эпизод, но прочно запечатлелся в моей памяти. Запомнились слова отца о том, что критиковать легко, сложно предлагать что-то взамен, а без этого критика теряет всякий смысл. Застряло в голове и замечание отца о делах хреновых. О чём это? Кажется, с того момента и появился у меня интерес к дневникам САДа, а с ним и интерес к делам реальным, высказывания классиков отошли на второй план. Ничего интересного какое-то время не происхо­ дило, учёба, пустые повседневные разговоры, разные школьные меро­ приятия, в общем, будни. И всё бы так происходило и дальше, если бы из своей комнаты опять не услышал, как в этот раз мама, преподаватель истории искусств, жаловалась в соседней комнате отцу, что десять раз скрупулёзно разбирала «Задачи союзов молодёжи», но никак не может определиться, что рекомендовать студентам из этой работы. Всего, ко­ нечно, не запомнил, но чётко слышу её фразу о том, что как можно было советовать малограмотной, а подчас безграмотной молодёжи, брать себе 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz