Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.

ет властно, бескомпромиссно, и требуется большое искусство и терпе­ ние, чтобы совладать с ним. Вот какова роль сознания в жизни человека с первых минут его жизни. Разве можно сказать, что роль эта вторична? Тем более нельзя назвать вторичной роль сознания у взрослого чело­ века. Не трудно проследить, как по мере взросления эта роль возрастает. Во-первых, к этому стремится сам ребёнок, улавливающий и впитыва­ ющий в себя всё, что видит и замечает в окружающей среде и у взрос­ лых. Во-вторых, о его развитии беспокоятся родители и обеспечивают его самыми разными игрушками, посредством которых ребёнок познаёт мир. А сегодня развитие ребёнка неотделимо практически от телевиде­ ния, от музыки, от электронных игрушек и прочих чудес современной цивилизации. Ну, а далее, по мере взросления, начинается дошкольное, школьное и прочее пожизненное образование, включая высшее. И все адресовано сознанию, направлено на постижение и освоение знаний, на развитие ума растущего человека. Марксизм свёл развитие человека к одной формуле: бытие управляет сознанием. Или, в ином звучании: материя (бытие) первична, сознание (дух) вторично. Эта формула долго внушалась и воспринималась как аксиома. Периодически аксиома вызывала робкие сомнения, некоторые факты показывали обратное, что сознание управляет бытием. Подобный спор быстро подавлялся ссылками на авторитет Маркса и установка, что бытие управляет сознанием оставалась незыблемой. В границах преж­ них знаний, с прежними аргументами, спор этот к иному толкованию привести не мог. Огорчаться, однако, не стоит, этому можно и порадоваться, неопре­ деленность заставляет внимательнее присмотреться к иному взгляду на взаимоотношения бытия и сознания. Этот иной взгляд призван отразить теоретический материал настоящей статьи, и надеюсь, что он даст ве­ ские основания для серьёзных обобщений и выводов. Теперь, после изложения взгляда на изначальную роль сознания в судьбе человека, можно перейти к рассмотрению практического зна­ чения данного вопроса. Анализ причин произошедшей катастрофы с СССР и европейским социализмом высветил среди других самую осно­ вательную - недочёты и упущения в учении, преподносившемся людям в качестве неоспоримой науки построения нового общества. Недочёты эти вскрыла практика, прояснившая, что учение, в том состоянии в ка­ ком находилось и преподносилось, с проповедуемой задачей не справи­ лось и справиться не могло. Потребовалась незамедлительная его кор­ ректировка с пересмотром ряда установок и положений, но общество оказалось не готовым к такой работе, учение ведь преподносилось как непререкаемая догма. Катастрофу, в итоге, предотвратить не удалось. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz