Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.
благодаря сознанию возникло разнообразие живого мира от простей ших организмов и растений до высокоразвитых животных. А теперь можно представить, как возбудится сообщество филосо фов против САДа - ведь жил до него и благоденствовал учёный мир, о живой материи, как об отдельном виде материи, ведать не ведал, а тут нате, материя и сознание, оказывается, находятся в тесном единении, дополняют и регулируют одно другого. Более того, выясняется, что со знание тоже материя! Какой парадокс! Что теперь со всем этим делать, как быть? Мировосприятие-то совсем иное? И с марксизмом не совпа дает! Общались, мудрствовали, спорили друг с другом, копировали зна ния, всё было на высочайшем уровне сознания, а теперь, оказывается, не тот это уровень? А ведь нечто подобное уже встречалось. Да, точно, вспомнил! Иосиф Дицген, учёный-любитель, о чём-то таком уже заговаривал, но получил по носу от Ленина. Да-да, точно, а ну-ка, поищем об этом детальнее и документально. В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с.439, цитата из книги И. Дицгена «Мелкие философские работы»: «Удивительно, что эти просвещённые есте ствоиспытатели, которые так хорошо понимают, что вечное движе ние природы благодаря приспособлению, наследственности, естествен ному отбору, борьбе за существование и т. д. создало из протоплазмы и моллюсков слонов и обезьян, не могут понять, что таким же путём развился и дух. Почему то, что могло случиться с костями, не могло случиться с разумом?..». В другом месте, в том же т. 29, с. 52 цитирует ся другое высказывание И. Дицгена, развивающее приведенную выше мысль: «Ведь духразвивается вместе с телом, с чувствами... он связан с чувствами... откуда череп, откуда мозг, оттуда же и дух; откуда орган, оттуда же и его функция». А теперь замечания В.И. Ленина по поводу высказываний И. Дицге на (ПСС, т. 18, с. 257,259): «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - зна чит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом. В сущности, это скорее неточность выражения у Дицгена...». И «Что в понятие материи надо включить и мысли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях» (стр. 214 цит. КН.), это путаница, ибо при таком вклю чении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму...». Немного странно, и для Ленина не характерно: вместо того, чтобы вникнуть в суть рассуждений И. Дицгена, понять и осмыслить их, он забеспокоился - как бы не потерял смысл марксистский постулат «о противопоставлении материи духу и материализма идеализму». А ведь вникни он в проблему без оглядки на Маркса и, глядишь, мысль при 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz