Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.
раньше. При этом ни тем, ни другим не позволительно высокомерно за дирать нос, нет оснований для высокомерия. И долго ещё, осмелюсь предположить, этого основания не будет. Если точно, то до тех пор, пока опытным путём не будет осуществлено превращение неживой материи в живое её состояние. Живая материя, как уже было сказано, начинается с появления со знания, то есть с появления функции, осуществляющей эволюцию. Вот об этом - как, каким образом или способом появилась живая материя с неотделимым от неё сознанием, и спорьте, господа, спорьте до умопом рачения. И да будет от этого польза!» Так начиналась следующая статья в папке Виталия с кратким вы разительным названием: «О сознании». Статья захватывала с первой строки и, не трудно было предположить, что она одна из самых важ ных, если не важнейшая по значению во всей папке, привожу её даль ше полностью без изменений. Оглавление «СОЗНАНИЕ И ЕСТЬ ЖИ ВОТВОРЯЩАЯ СИЛА дано мной, после прочтения статьи. К чтению содержимого папок вернулся уже дома, и то не сразу, а через несколько дней, когда остыл от переживаний в последней поездке. Итак, слово Виталию. «Участвовать в этом споре отказываюсь и не хочу причислять себя ни к идеалистам, ни к материалистам. Считайте меня, если угодно, ду алистом, только дуалистом особого порядка, который не разъединяет, а наоборот, видит нераздельными два равнозначных понятия. Предметом моего изучения будет живая материя, а в ней понятия сознание и мате рия неделимы, поскольку сознание без материи немыслимо, а материя без сознания превращается в неживую материю. Марксизм до такой постановки вопроса не дошёл, в его учении материя и сознание проти вопоставляются друг другу, иных взаимоотношений этих двух понятий марксизм не видел. Кому-то это может показаться удивительным, но у меня большее удивление вызывает то, что в современной философии в целом, и в марксизме, в частности, понятия «живая материя» просто не существу ет, ни в одном философском словаре не найдете такой формулировки. Первый, кто заговорил об отличии живой материи от неживой, опре делив суть этого отличия и заставив думать меня об этом, это Сергей Александрович Дубровин (САД). По его определению «живая материя» отличается от «неживой» тем, что в ней наличествует сознание. Нали чие сознания и определяет понятие «жизнь», и оно же, сознание, по его мнению, определяет и направляет эволюцию живой материи. Именно 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz