Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.

раньше. При этом ни тем, ни другим не позволительно высокомерно за­ дирать нос, нет оснований для высокомерия. И долго ещё, осмелюсь предположить, этого основания не будет. Если точно, то до тех пор, пока опытным путём не будет осуществлено превращение неживой материи в живое её состояние. Живая материя, как уже было сказано, начинается с появления со­ знания, то есть с появления функции, осуществляющей эволюцию. Вот об этом - как, каким образом или способом появилась живая материя с неотделимым от неё сознанием, и спорьте, господа, спорьте до умопом­ рачения. И да будет от этого польза!» Так начиналась следующая статья в папке Виталия с кратким вы­ разительным названием: «О сознании». Статья захватывала с первой строки и, не трудно было предположить, что она одна из самых важ­ ных, если не важнейшая по значению во всей папке, привожу её даль­ ше полностью без изменений. Оглавление «СОЗНАНИЕ И ЕСТЬ ЖИ­ ВОТВОРЯЩАЯ СИЛА дано мной, после прочтения статьи. К чтению содержимого папок вернулся уже дома, и то не сразу, а через несколько дней, когда остыл от переживаний в последней поездке. Итак, слово Виталию. «Участвовать в этом споре отказываюсь и не хочу причислять себя ни к идеалистам, ни к материалистам. Считайте меня, если угодно, ду­ алистом, только дуалистом особого порядка, который не разъединяет, а наоборот, видит нераздельными два равнозначных понятия. Предметом моего изучения будет живая материя, а в ней понятия сознание и мате­ рия неделимы, поскольку сознание без материи немыслимо, а материя без сознания превращается в неживую материю. Марксизм до такой постановки вопроса не дошёл, в его учении материя и сознание проти­ вопоставляются друг другу, иных взаимоотношений этих двух понятий марксизм не видел. Кому-то это может показаться удивительным, но у меня большее удивление вызывает то, что в современной философии в целом, и в марксизме, в частности, понятия «живая материя» просто не существу­ ет, ни в одном философском словаре не найдете такой формулировки. Первый, кто заговорил об отличии живой материи от неживой, опре­ делив суть этого отличия и заставив думать меня об этом, это Сергей Александрович Дубровин (САД). По его определению «живая материя» отличается от «неживой» тем, что в ней наличествует сознание. Нали­ чие сознания и определяет понятие «жизнь», и оно же, сознание, по его мнению, определяет и направляет эволюцию живой материи. Именно 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz