Пеляк, В. Н. Демократия и эгократия. Кн. 3 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и., 2019]. – 184, [2] с. : ил.
в них есть. Материальную силу они представляют постольку, поскольку создаются и запускаются материальным сознанием. Марксизм до это го не дошёл и не мог дойти, потому что сознание противопоставлял материи; классики не до конца разобрались в этом вопросе, не разгляде ли в материи и в сознании диалектического единства. Предложение рас сматривать производительные силы как сферу сознания для марксизма выглядело бы теоретическим нонсенсом, ведь в тартарары провалилась бы тогда отстаиваемая им догма о первичности производительных сил и вторичности, зависимости от них производственных отношений. Да! - производственные отношения зависимы от производительных сил, но зависимы так, как женщина зависит от мужчины, а мужчина от женщины. То есть, они взаимозависимы, поскольку мужчина и женщи на лишь вместе могут произвести, и производят детей. Точно в такой взаимозависимости находятся и производительные силы с производ ственными отношениями. Материальные орудия труда: от каменного ножа, деревянной лопаты, стального топора до экскаватора, компьюте ра и автономно работающего робота; материальные предметы труда: от хлопка, льна, молока, шерсти до нефти и обогревающего дома газа - всё это уже не просто материя, а вместившая в себя (аккумулировавшая в себе), в перечисленных предметах, материальное сознание. Это матери альное сознание есть не что иное, и не может быть ничем иным, кроме сознания человека. В производительных силах и производственных от ношениях материя и сознание присутствуют неделимо! Как ни крути, с какой стороны ни подходи, они выступают заодно: они лишь вместе, в диалектическом единстве могут производить продукцию, которую зака зывает и которой пользуется в своих интересах человек - обособленное, осознавшее себя сознание. Производительные силы и производствен ные отношения являются сутью уже новой, живой материи, материи неотделимой от сознания, поэтому они, две эти совмещающиеся друг в друге категории, могут функционировать лишь неотделимо одна от другой. Разделение, или вычленение какой-либо одной из них возможно лишь условно, в уме, как абстракция в целях исследования, и для вне сения возможной корректировки в их функции, корректировки, прово дить которую по силам лишь одному осознающему себя человеческому сознанию. При таком подходе, при таком понимании эволюции материи и со знания, человека и человечества, нет неразрешимых для человеческого ума противоречий между производительными силами и производствен ными отношениями. Проблемы в этой сфере можно разрешать не обяза тельно путём разрушительной революции. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz