Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
свойственны всем, не только власть имущим, и не только угнетателям, они свойственны и эксплуатируемым массам, разница лишь в том, ку да и на что направлены устремления. Основоположники марксизма, увлёкшиеся классовой борьбой и принявшие её за главную движущую силу истории, не допускали даже мысли, что возможно ещё какое-то противоречие, двигающее развитие человека и человечества. Не только Манифест, само мышление начи налось у них с борьбы классов, и эта борьба определяла по их разуме нию и суть государства, и судьбу человечества. При такой абсолюти зации классовой борьбы всё внимание было направлено на исследова ние её роли в общественной жизни и определение путей дальнейшего развития человечества, диктуемых такой борьбой. Всё подчинялось этой задаче и подгонялось под неё, никакие другие менее выразитель но проявлявшиеся противоречия возможного влияния на развитие че ловечества не только не исследовались, а даже не допускались. Поэто му и не было замечено противоречие между коллективной формой су ществования и индивидуальной формой потребления, проявляющееся с самых первых шагов формирования человека из дикого стадного существования. В качестве великого научного открытия Маркса представляют от крытое им противоречие между общественным характером производ ства и частной формой присвоения прибавочной стоимости, свойст венное якобы только капитализму. А теперь объективно прикинем: строительство египетских пира мид, или древнегреческого флота, или древнеримских дорог разве не общественный характер производства? А стадная охота на мамонтов, выжигание и корчёвка леса под сельхозугодия, коллективная уборка урожая, строительство жилых домов и зданий общественного назначе ния - не общественное производство? Общественный характер труда сопровождает человечество изна чально и, во многом благодаря этому человек стал человеком. И, кста ти, основным условием развития человека и человечества, всегда, во все времена, являлось производство им прибавочного продукта, что позволило ему размножаться и прогрессировать умственно. Без при бавочного продукта человекоподобные обречены были бы на прозя бание и, в конечном счёте, на вымирание, как мамонты. Маркс развитие человечества увязывал исключительно с производ ственной деятельностью. Даже не так, его концепция заключается в том, что только производство определяет развитие человека, диктуя обществу на каждом этапе своего развития соответствующие произ 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz