Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

свойственны всем, не только власть имущим, и не только угнетателям, они свойственны и эксплуатируемым массам, разница лишь в том, ку­ да и на что направлены устремления. Основоположники марксизма, увлёкшиеся классовой борьбой и принявшие её за главную движущую силу истории, не допускали даже мысли, что возможно ещё какое-то противоречие, двигающее развитие человека и человечества. Не только Манифест, само мышление начи­ налось у них с борьбы классов, и эта борьба определяла по их разуме­ нию и суть государства, и судьбу человечества. При такой абсолюти­ зации классовой борьбы всё внимание было направлено на исследова­ ние её роли в общественной жизни и определение путей дальнейшего развития человечества, диктуемых такой борьбой. Всё подчинялось этой задаче и подгонялось под неё, никакие другие менее выразитель­ но проявлявшиеся противоречия возможного влияния на развитие че­ ловечества не только не исследовались, а даже не допускались. Поэто­ му и не было замечено противоречие между коллективной формой су­ ществования и индивидуальной формой потребления, проявляющееся с самых первых шагов формирования человека из дикого стадного существования. В качестве великого научного открытия Маркса представляют от­ крытое им противоречие между общественным характером производ­ ства и частной формой присвоения прибавочной стоимости, свойст­ венное якобы только капитализму. А теперь объективно прикинем: строительство египетских пира­ мид, или древнегреческого флота, или древнеримских дорог разве не общественный характер производства? А стадная охота на мамонтов, выжигание и корчёвка леса под сельхозугодия, коллективная уборка урожая, строительство жилых домов и зданий общественного назначе­ ния - не общественное производство? Общественный характер труда сопровождает человечество изна­ чально и, во многом благодаря этому человек стал человеком. И, кста­ ти, основным условием развития человека и человечества, всегда, во все времена, являлось производство им прибавочного продукта, что позволило ему размножаться и прогрессировать умственно. Без при­ бавочного продукта человекоподобные обречены были бы на прозя­ бание и, в конечном счёте, на вымирание, как мамонты. Маркс развитие человечества увязывал исключительно с производ­ ственной деятельностью. Даже не так, его концепция заключается в том, что только производство определяет развитие человека, диктуя обществу на каждом этапе своего развития соответствующие произ­ 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz