Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
Марксизм определяет государство как классовое изобретение, оно есть, по его трактовке, учреждение, обеспечивающее «право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над послед ним» (Энгельс, «Происх. семьи, ч. собст-сти и гос-ва», конец IV гл.). Но как быть, когда налицо есть классы, обеспечивается господство имущего класса над неимущими, а государства нет? И срок та кого существования немаленький, исчисляется веком-двумя и даже больше? Например, у восточных славян с VI по IX век просматривает ся разделение общества на классы, но государств не существовало. Подобное положение чётко определяется у монголов и у других на родов. Более того, у монголов очевидно возникновение государства не как результат классовой борьбы, а как результат жестокой непримири мой войны между племенными вождями, верх в которой одержал Те- мучин, известный в истории под именем Чингисхана. Классы, в том числе и наличествовавшие уже в это время у монголов рабы, составля ли в этой войне, по современной терминологии, лишь пушечное мясо. То же можно сказать о Китае, Корее, Японии, где государства образо вывались тоже не в результате классовой, а жестокой межплеменной борьбы. Вывод напрашивается один: классовая борьба в образовании госу дарств имеет вовсе не решающее значение. Или, если мягче, не всегда, по крайней мере, имеет решающее значение. Но, несмотря на подоб ные, противоречащие классической марксистской теории факты, исто рию, тем не менее, обязательно подводили под классовую теорию и никаких других выводов не допускалось. Классовая теория возникновения государств подводит к простей шей логике: не было классов - не было государства; возникли классы - возникло государство; не будет классов - отомрёт государство. И от сюда задача: надо построить бесклассовое общество, в результате чего исчезнут и антагонистические классовые противоречия, и отомрёт за ненадобностью государство. И доказывалось, что выполнить такую задачу под силу только одному классу - пролетариату. Просто, понят но и до поры до времени не вызывало возражений. Практический опыт, однако, показал, что всё далеко не так просто, как преподносила не вызывавшая до поры до времени вопросов научная теория, считаю щаяся до сих пор передовой. Образованные советские люди, усвоившие азы марксизма, видели в государстве временную необходимость. Они относились к нему, со блюдая приличия, как Онегин у Пушкина соблюдал приличия у по 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz