Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
ком деле, когда показалось, что классовая борьба - явление всеохват ное и решающее, нечего мелочиться, отвлекаться на первобытное со стояние человеческого общества (оно лишь предыстория человечест ва), главное, что происходит после него. А после него классы и классо вая борьба очевидны невооружённым глазом, и история подтверждала подобный вывод множеством масштабных примеров стихийной и не стихийной борьбы угнетённых против угнетателей, то есть борьбы классовой. Примерно такое объяснение можно дать, и абсолютно обоснованно. Но то, чему не придали значения основоположники и их соратники, а позже не заметили последователи, рано или поздно должно было проявить себя. История не прощает ошибок, и не терпит легкомыслен ного к себе отношения, она как пушкинская пиковая дама издеватель ски смеётся над теми, кто не хочет её понимать. Вот и получилось: стремились в коммунизм, подошли к его порогу, оставалось вроде бы только перешагнуть в него, но, словно по волшебству, оказались от брошенными в исходный пункт, откуда начинали движение, то есть в тот самый проклятый капитализм, против которого боролись. Дотошные историки мне могут возразить, мол, формально Маркс и Энгельс могли написать, что во всех обществах была классовая борьба, поскольку во многих случаях наличие классов просматривается уже на этапе разложения первобытно-общинного общества. Этап этот не столь уж короткий, может продолжаться и несколько веков. Да, действительно, в ряде стран просматривается наличие классов уже к исходу первобытно-общинного строя. Но в таком случае мар ксизм попадает в другую теоретическую ловушку: есть классы, но нет государства. А коль так, то не просто определить какая из этих двух ловушек в большей степени дискредитирует марксизм. При этом, за метим, ошибка, допущенная в Манифесте, вовсе не устраняется. Об этом свидетельствует фраза Энгельса в статье «Карл Маркс», 1877 го да: «Маркс же доказал, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов». Вся «предшествующая история» и ни каких исключений, можно отнести сюда даже период стадного суще ствования человеческого общества. Довольно таки вольное, хотя и не характерное для классиков, обращение с историей и научными опреде лениями, как ни крути. Теперь о другой ловушке, в которую попадает марксизм, о чем бы ло сказано выше. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz