Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
высоком уровне развития мозга происходит осознание им того, что он делает или может делать, но при этом автономность его функциониро вания вовсе не исключается. Но не на этом я хотел акцентировать внимание в приведённой фра зе Энгельса, меня заинтриговало употреблённое им слово потребности: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вме сто того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...». До сих пор мы говори ли об устремлении, определяемом у материи в живом и неживом её состоянии. Благодаря устремлению материя эволюционирует, прихо дит к сознанию. Дальнейшая эволюция, уже эволюция живого мира, происходит благодаря сознанию. Энгельс говорит, что нет, действия людей диктуются потребностями, которые, «конечно, отражаются в голове», но и только. Он не додумывает, что потребности есть свойст во присущее всему живому миру. Точно так же они вместе с Марксом по другому поводу определили, что для капитализма характерны кол лективный способ производства и частная форма потребления, не за мечая, что то и другое сопровождает человечество во все времена его существования. Нет, надо остановиться, я опять залезаю в такие дебри, осилить ко торые можно лишь с помощью очередной книги. Вот так, дорогой Виталий, к смелым заключениям пришёл я, не правда ли? Признаюсь честно, в одиночестве их очень не просто пере живать, чувство, которое тебе, наверное, очень ведомо. Ну, где же ты, дорогой, откликнись каким-нибудь образом! Ведь интереснейшая кон цепция приготовлена для обсуждения. Увы! Никаких сигналов, полное одиночество и дальше, без обсуж дений, без советов, без дискуссий. Эх, Виталий, Виталий... В голове, между тем, возникла и такая мысль: человечество дав- ным-давно располагает и оперирует некими сведениями подобными изложенной теории. Свидетельством тому мне представляется церков ная догма о триединстве бога, обозначающая бога-отца, бога-сына и бога-духа святого. Представить это триединство в одном образе мне никак не удаётся, несмотря на то, что не один раз пытался распознать его в «Троице» Андрея Рублёва и на других полотнах. Особенно не уловимым представляется мне образ бога-духа святого. После изло женного мне представляется, что за этим триединством что-то кроет ся, не на пустом же месте возник такой образ. Не опыт ли человече 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz