Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

двигаться на самом малом, опасаясь, задеть кого-либо. Не успокоился даже, когда отдали якорь, всё время ходил от борта к борту, наблюдая обстановку. Такого же внимательного отношения к обстановке требо­ вал он и от вахтенных: штурмана, рулевого матроса, от палубной ко­ манды. Мне показалось, что капитан преувеличивает опасность ситуа­ ции, и, улучив момент, когда он оказался один у борта, тихо переспро­ сил его об этом. Капитан снисходительно глянул на меня и, не отрыва­ ясь от наблюдения за водой внизу, ответил: “Главная угроза, которая постоянно присутствует у моряков, это беспечность. Я не знаю этого рейда, не знаю его течений, не знаю дна и розы ветров и, если допущу беспечность, то стоянка на якоре может закончиться плачевно”. На­ верное, я покраснел в это время, обрадовался лишь тому, что мой ди­ летантский вопрос не слышал никто, кроме капитана. А его я искренне поблагодарил за разъяснение. Чуть позже я понял, что по этой же при­ чине, когда прислали из судоверфи приглашение посмотреть катама­ ран «Скат» и встретиться с ответственными за передачу его нам лица­ ми, сойти на берег капитан решительно отказался, послал вместо себя старпома, а с ним стармеха и меня. Посещение судоверфи нас разочаровало, катамаран представлял собой грубое и примитивное, без соблюдения всякой эстетики, соору­ жение, к счастью, по размерам небольшое, примерно с рыбацкий сей­ нер. Уложено это сооружение было на два параллельных корпуса, по­ тому и называлось катамараном. Неприглядность судну придавала и его покраска мрачно свинцового цвета. Нас предупредили, что глав­ ным недостатком этого экспериментального сооружения является то, что оба корпуса снабжены одинаковыми дизелями, закупленными в ГДР, способными вращаться только в одну сторону. Так был сделан заказ, и исправить чего-либо якобы было невозможно. На ходовых ис­ пытаниях катамаран проявил себя крайне отрицательно, фактически является неуправляемым. По команде «вперёд» катамаран движется вбок, поскольку оба винта вращаются в одну сторону. Рулём исправить движение невозможно, судно до поры до времени руля просто не слу­ шается, а потом, в какой-то момент, переваливается в крайнее положе­ ние в противоположную сторону, двигаясь, таким образом, непредска­ зуемыми зигзагами. Не скрыли от нас, что потрачено на это чудо тех­ ники несколько лет и более двух миллионов рублей, сумму, по тем временам, преогромную. Теперь, видимо, чтобы скрыть бездарное рас­ транжиривание средств, в Москве договорились с руководством Мин- рыбхоза и мурманскими рыбаками, что те спрячут катамаран где- нибудь подальше во внутренних водоёмах и будут отчитываться какое- 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz