Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

вающий их. Этот орган ныне именуется нервной системой, а центр, контролирующий её, именуется мозгом. Наименования есть, имеются и колоссальные достижения в изучении всей системы и отдельных её частей, выпало только при их изучении понимание, что вся эта система от зарождения до развития на человеческом уровне составляет единое целое, название которому - сознание. Противопоставлять это явление материи, как делалось до сих пор, не только неуместно, но и антинауч­ но. Обобщённо можно утверждать: материя плюс сознание равно жизнь! Нелегко, очень нелегко будет осваиваться новое понимание созна­ ния, понимание его не как противопоставления материи, а как ступень, скачок в развитии материального мира, скачок, с которым связано воз­ никновение нового высшего уровня развития материи - возникновение живого мира. Биологам открывается здесь непочатый край работы, по­ скольку только они практическими опытами могут подтвердить или опровергнуть сказанное. Мною данный вопрос рассматривается с по­ зиций логики и философии, далее весомое слово предстоит сказать ес­ тествознанию. Придерживаясь обозначенной логики, естественно предположить, что коль зародившееся сознание положило начало живому миру, то оно, это сознание, и развивает живой мир. Иными словами, оно про­ двигает эволюцию живого мира. И механизм эволюции вырисовывает­ ся вполне определённо: многовариантные ощущения, которыми обла­ дает животный и растительный мир, постоянно подают сигналы в центр сознания (мозг в животном мире на развитом уровне) об измене­ ниях во внешней среде. Реагируя на эти сигналы центр подаёт ответ­ ные реакции о необходимости усиления того или иного органа, и тот, следовательно, развивается в диктуемом условиями направлении. И наоборот: органы, активность которых минимальна или убывает, по­ лучают естественным образом минимум поддержки, к тому же посто­ янно уменьшающейся, в результате чего постепенно атрофируются. Происходящие изменения вполне естественно передаются по наслед­ ству, и, в итоге, после длительного периода развития в природе фор­ мируется некий вид живого мира, развитие которого происходит под влиянием внешней среды. Но движущей силой развития при этом вы­ ступает во всех случаях не среда, а автономно реагирующее на среду сознание организма. Реагирование это происходит с помощью управ­ ляемых им ощущений, а далее включаются анализ, принятие решений и координация всех действий организма. Ощущения из внешней среды передаются в центр постоянно, решения принимаются по ним импуль­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz