Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
Ответ этот на первый взгляд кажется парадоксальным, потому что наличие сознания увязывают только с человеком, единственным из вестным и бесспорным его обладателем. (Как атеист, бога, разумеется, в расчёт не беру, успокаивая себя тем, что если неправ, то мы совмест но с ним виноваты, - он ведь создал меня таким, если верить церков ной догме). Парадокс, однако же, рассеивается как дым, если иметь в виду, что сознание - явление вовсе не застывшее и неизменное, а растущее, ме няющееся и развивающееся. Например, у человека развитие и измене ние сознания можно наблюдать в зависимости от самых разных при чин: возрастной, трудовой, учебно-образовательной, от занимаемого общественного положения и т.п. Ну, а коль так, если ясно, что созна ние вещь изменчивая, развивающаяся, то, следовательно, должен где- то просматриваться и зародыш сознания, нужно просто выйти на него. И сделать это не так уж сложно, элементарная логика подсказывает, что для этого нужно проследить всю цепочку развития сознания в об ратном направлении: от наших дней до его зарождения. Если придер живаться такой логики, то не столь уж неожиданным покажется ре зультат: материя превращается в живую материю тогда, когда в ней зарождается (проявляется, появляется, возникает, рождается) соз нание. Сознание - вот элемент материи, наличие которого переводит её из неживого состояния в состояние живое; сознание - вот что раз граничивает живое от неживого! Все остальные признаки есть частно сти этого общего, объединяющего всё и вся, признака. Разумеется, нужно отдавать себе отчёт, что говоря о сознании при зарождении жизни и развитии его в дальнейшем вплоть до возникно вения человека, имеется в виду не человеческий уровень сознания, а явление в начальной стадии развития. Главная его особенность в этот период развития заключается в том, что оно явление саморегулирую щееся, осуществляющееся автономно. Эта автономность сохраняется и на высшей, известной на сегодня, стадии развития сознания, когда его саморегулирование достигает степени самоанализа, - свойства выде лившего человека из остального животного мира. Не сумев до сих пор раскрыть и постигнуть секрет возникновения феномена сознания и его способности к саморегулированию, человек стал называть его отдель ные сложно объяснимые проявления как действие неких инстинктов или подсознания, что совершенно не проясняет ситуацию. Между тем любой организм можно назвать живым лишь тогда, когда в нём прояв ляется способность ощущать окружающий его мир и самого себя, то есть когда в нём появляется орган управляющий ощущениями и разви 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz