Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

тельным, планомерным действиям развивается в соответствии с разви­ тием нервной системы и достигает у млекопитающих уже достаточно высокой ступени. Во время английской псовой охоты на лисиц можно постоянно наблюдать, как безошибочно лисица умеет применять своё великолепное знание местности, чтобы скрыться от своих преследова­ телей, и как хорошо она знает и умеет использовать все благоприятные для неё свойства территории, прерывающие её след. У наших домаш­ них животных, более высоко развитых благодаря общению с людьми, можно ежедневно наблюдать акты хитрости, стоящие на одинаковом уровне с такими же актами у детей. Ибо, подобно тому как история развития человеческого зародыша во чреве матери представляет собой лишь сокращённое повторение развивавшихся на протяжении миллио­ нов лет истории физического развития наших животных предков на­ чиная с червя, точно так же и духовное развитие ребёнка представляет собой лишь более сокращённое повторение умственного развития тех же предков,- по крайней мере более поздних. Но все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек. Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; чело­ век же вносимыми им изменениями заставляет её служить своим це­ лям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду». Замечательное рассуждение! И всего лишь одно слово лишает её сегодня научности. Стоит заменить последнее слово: вместо фразы «обязан труду», написать «обязан сознанию»- и, практически, всё ста­ новится на свои места, не к чему больше придраться. Ну, разве к заме­ чанию о развитии плода в чреве матери «начиная с червя», что объяс­ няется не ошибкой Энгельса, а уровнем развития естествознания в пе­ риод написания им работы. А вот с заменой труда на сознание дело обстоит гораздо сложнее. Сложнее всё по той же причине: Энгельс находился в плену своего же постулата о вторичности сознания и убедить его, что оно может играть решающую роль, было, наверное, невозможно. Но что Энгельс?! Поч­ ти полтора века прошло с тех пор, а учёные приемлют содержание этой фразы всё в том же значении, что решающую роль играет труд. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz