Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

ошибка, но с большими последствиями, низводящими до абсурда и материализм, и диалектику: сознание - не отражение материи, а сама материя и есть. Своеобразно устроенная, невидимая, трудно ощутимая, но материя! Если не примешивать к сознанию бога, то пресловутый основной вопрос философии теряет смысл, потому что лишает почвы и материалистов, и идеалистов. Они могут делиться на неверующих и верящих в бога, а не по делению кто и как воспринимает первичность материи и сознания. Если опыт доказывает, что сознание является материальной суб­ станцией, то правильнее говорить о некоей новой способности, приоб­ ретаемой материей с появлением сознания, а не о первичности и вто- ричности. Если и дальше настаивать на правильности устаревшего по­ стулата, то материалисты этим только окажут величайшую услугу идеалистам, потому что непременно приводят таким утверждением понимание сознания к отождествлению с неким неуловимым и неося­ заемым духом, не соотносящимся с материальным миром. Или нужно соглашаться с утверждаемой ими нелепостью, что материя первична, но материальное сознание, являющееся тоже материей, вторично. Кстати, против противопоставления духа и материи высказывался и Энгельс. В цитируемой работе, о роли труда при превращении обезья­ ны в человека, он, в рассуждении о дальнейших успехах естествозна­ ния пишет: «... люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать своё единство с природой и тем невозможней станет то бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, кото­ рое распространилось в Европе со времени упадка классической древ­ ности и получило наивысшее развитие в христианстве». К сожалению, Энгельс оказался недостаточно последовательным, уход от бессмыс­ ленного и противоестественного представления противоположности между духом и материей адресовал лишь будущему естествознания, но сам для ухода от бессмысленности в естествознании своего времени нужных аргументов не увидел. Не сумели отойти от этой бессмыслен­ ности и продолжатели его учения, в том числе и советского периода. До сегодняшнего дня положение о первичности материи и вторично- сти сознания во всех словарях и учебниках по марксизму преподно­ сится в качестве одной из фундаментальных основ диалектического материализма. Считается, что марксизм таким подходом оказывает величайшую услугу диалектике. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz