Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.

меня влияют его серьёзность, аналитика и критичные замечания, я по­ стоянно чувствую его оппонирование в сложных вопросах. Вот и хо­ рошо, вот и замечательно, в этом перспектива! С одной стороны проще говорить, если видишь собеседника, с другой - постоянно чувствуешь оппонента. Прекрасно, пусть так и будет, решил я. Виталий, к тебе, друг ты мой бескомпромиссный, и буду адресо­ вать свои взгляды. Да, ты правильно заметил, с появлением человека сознание дейст­ вительно стало определять бытие всё больше и больше, но я, дорогой Виталий, пришёл к мысли более радикальной. Представляешь, мне пришло в голову, что знаменитое деление на первичность материи и вторичность сознания, составляющее основной вопрос философии, в принципе бессмысленно. Мне кажется, ты уловил бы это с полуслова, сразу понял меня. Здесь и доказывать нечего, науке сегодня доподлин­ но известно, что сознание - явление тоже материальное, мысль сегодня уже улавливают с помощью приборов, и даже готовят роботов, чи­ тающих мысли. Рассуждение о первичности материи и вторичности сознания имело смысл, когда сознание противопоставляли материи, как некий неуло­ вимый нематериальный дух против совершенно конкретного осязаемо­ го вещества. Стоит только осознать, что сознание явление материаль­ ное, как прежнее утверждение о его вторичности превращается в аб­ сурд. Получается, что есть некая первичная материя, а материя с соз­ нанием - вторична. Человек первичен, а мозги его, т. е. сознание - вто­ ричны. Или, человек без мозгов первичен, а мозги (сознание без мозгов не бывает) - вторичны. Нелепость! Если под сознанием подразумевается божественное начало, которое не хочется признавать, то следует об этом прямо и говорить. В обиходе люди прямее и честнее, не лицемерят, а спорят конкретно: есть бог или нет его, и, соответственно, конкретно и делятся на верующих и не верующих в бога. Но Маркс и марксисты не схоласты, пустым мудрствованием нико­ гда не занимались, а потому за спором о первичности материи и вто­ ричности сознания виделся им великий смысл. У материи, по отноше­ нию к сознанию, всегда приоритет: бытие определяет сознание и никак не наоборот. Рука развила мозг, и не иначе. Производительные силы диктуют условия производственным отношениям, поскольку первое материя, а второе область сознания и этим всё сказано. Даже если вы призываете к революции и убеждаете, что социализм лучше капита­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz