Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 2 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б.и.], [2014]. – 142,[1] с.
звать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Пагани ни». Прочитав эту учёную оду руке, далеко не каждый современный об разованный человек однозначно согласится с Энгельсом. У многих наверняка возникнет вопрос: неужели уважаемый классик всерьёз не понимал, что «к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» вызвала не столько рука, сколько мозг, мышление, видение им соответствующих образов? Стоит только упомянуть ещё о таких вещах, как сюжет, композиция, подбор красок, световая гамма, опыт предшественников, то есть о вещах, являющихся исключительно про дуктами мозга, а не руки, продуктами без которых немыслимо созда ние чего-либо существенного в искусстве, как сразу становится оче видным, что рука всего лишь инструмент, а подлинный творец - чело веческий мозг. Но воистину удивительно не то, что этого не заметил Энгельс, не на том уровне ещё находилось в его время естествознание, по-настоящему удивительно то, что этого его «неведения» не замечали многие поколения марксистов. После оды руке Энгельс далее заключает: «... нельзя выводить про исхождение человека, этого наиболее общественного из всех живот ных, от необщественных ближайших предков», не уточняя каких. Во прос, были ли такие «необщественные» предки, оставим для решения читателям, нам важно, что автор акцентирует внимание на стадном (общественном) образе существования человекообразных обезьян и о влиянии этого фактора на процесс превращения обезьяны в человека. Против такого заключения у нас не только нет возражений, мы его полностью поддерживаем, что заранее продекларировали. Не вызывает возражения и первая часть дальнейшего рассуждения в этом плане, что труд и связанная с ним необходимость совместной деятельности обще ственных животных, вызывали потребность что-то сказать друг другу, следовательно, развивался речевой орган. Да, и это верно, но с катего ричным заключением, что в результате только такого общения «воз никла речь», согласиться нельзя, потому что речь первоначально могла возникнуть и раньше, оснований для этого было предостаточно. К примеру, предупреждение об опасности, сообщения о появлении под ходящих для охоты животных, сообщения о лучших условиях пропи тания и обитания, борьба за лидерство в стаде, оглашение команд по управлению стадом, и т.д., и т.п.- перечисленные действия не менее, если не более важны, чем примитивный первоначальный труд. Следо вательно, есть весомые основания предполагать, что речь могла воз никнуть и раньше. Дальнейшее заключение Энгельса, что «возникно 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz