Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 1 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и.], [2011]. – 127 с.
утверждающее, что это состояние психической жизни индивида. Что ж, в какой-то мере они отражают сущность сознания. Но нас, сторонников коммунистической идеи, в первую очередь интересует определение этого явления классиками марксизма- ленинизма. В словарях советского времени, отражавших взгляды классиков, сознание определялось в разных формулировках, как высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности. В основу этой формулировки вошло ленинское определение сознания, как способности человека отражать объективную реальность. Все приведенные формулировки, как часто ныне говорят, имеют право на существование, но, на мой взгляд, они лишены практического значения. Ну, что, например, дает человеку понимание сознания как способности отражать объективнуюреальность? Практически ничего, отвлеченное определение для учёного спора. Правда, в словарных статьях даются более широкие толкования понятия сознания, отмечается, что это явление общественное, что оно может развиваться только в труде, поясняется различие этого явления у человека и животных, упоминается, что марксизм ещё говорит об основном вопросе философии, заключающемся в отношении сознания к материи - в общем, есть что читать. А из опыта мы знаем, что чем больше слов в расшифровке какого-либо явления, тем труднее выделить его конкретное значение. В связи со сказанным выше на меня ещё в юности огромное впечатление произвело определение сознания одним человеком, вычитанное мной в его рукописи. Он утверждает, что сознание - есть не что иное, как накопленная человечеством за свой многотысячелетний период существования сумма знаний об окружающем мире и практического опыта по его освоению, передаваемая каждому индивидууму, и в той или иной мере усвоенная этим индивидуумом, а затем, используемая им с осмыслением в последующей жизненной практике. Мне эта формулировка запомнилась на всю жизнь, и я считаю её самой полной и выразительной по сути, раскрывающей самую сущность явления. К сожалению, я не могу подтвердить свои слова каким- либо печатным изданием, боюсь, что материал, с которым мне посчастливилось познакомиться, вовсе не опубликован, но я рад познакомить вас с автором этого определения, присутствующим 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz