Пеляк В.Н. Демократия и эгократия. Кн. 1 / Владимир Пеляк. – Мурманск : [б. и.], [2011]. – 127 с.

новым поколениям. Те, в свою очередь, применяя приобретённое, совершенствуют его и наращивают своим опытом, передавая новым и новым поколениям. Очевиден в такой интерпретации процесс естественных устремлений совершенствования индивидов, фиксирования их всё более изощрённых действий в общественной памяти и передачи полученных знаний и опыта новым поколениям, судьба и предназначение которых состоит в том, чтобы продолжать и развивать раз и навсегда запущенный природой кругооборот. Раскрыв его, можно чётко определить, что собой представляет человеческое сознание. Оно есть не что иное, как накопленная человечеством за свой многовековой период существования сумма знаний и опыта многих и многих поколений, передаваемая в той или иной мере каждому индивидууму, усвоенная им в той или иной мере и используемая им со своим осмыслением в последующей жизненной практике. Таким образом сообщество (коллектив) развивают человеческие индивиды, и, понятно, что эти индивиды могут приобретать знания и опыт только в человеческом сообществе. Человек не мог бы стать человеком не будь он существом коллективным. Иными словами мы имеем основание заявить, что человека породил не труд, а коллектив. Коллектив и только коллектив мог выработать и наделить каждого индивида замечательным инструментарием для овладения знаниями - речью. И возник этот феномен намного раньше, чем предполагалось до сих пор, не в процессе производства орудий труда, а скорее ещё на этапе жестоких схваток за верховодство в первобытном стаде. 5. Итак, человек является продуктом коллективных взаимоотношений. Человек без коллектива не смог бы стать человеком ибо только коллективная общественная память может запечатлевать выраженные в словах дела и опыт своих индивидов и передавать их из поколения в поколение. Вместе с тем и коллектив не может развиваться иначе как с помощью устремлений, дел и опыта своих индивидов. Труд в этих взаимоотношениях играет важнейшую, но не главную роль, несмотря на то, что только посредством труда могут жить и развиваться, как коллектив, так и составляющие его индивиды. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz