Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

ту Кандалакша - Ковда - Умба с труцом пробивался сквозь дым. Постоян­ ные задержки и отмены рейсов. Наибольшее потрясение, конечно, испыта­ ли пожарные. Не надо забывать, что поселок Лесозаводский с деревянными домами и массой вспомогательных построек выстроен на опилке: дороги, все пространство между домами засыпано опилкой и щепой (отходами производства). За много лет все это превратилось в труху и деревянную пыль. Даже при небольшом ветре тучи пыли поднимались в возцух и оседали толстым слоем на крышах домов и деревьях. Черное облако взвешенных частиц пыли поднималось за проходящей машиной или трактором, идущих по дороге и долго висело над поселком, медленно оседая. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в бушующее море огня. Чтобы показать Вам, какая была жара, возьмем такой пример. Ковдский железнодорожный мост во время войны защищали пулеметы по обеим сторонам и батарея зенитных пушек (на повороте метрах в 200 от моста). По рассказу командира батареи бомбардировки моста были столь интенсивны, и самолетов налетело столько, что за один бой сбивали до шести самолетов противника. Всю войну служил людям мост и выжил. А в 70-х годах в страшную жару все тепловые зазоры моста выбрали и срезали все ограничители Сама ферма так накалялась (мост клепаный), что были ослаблены заклепки, а некоторые головки заклепок срезали. Мост через несколько лет пришлось капитально ремонтировать: поджимать и менять заклепки конструкций. Вся растительность перед мостом выгорела, а реку Ковда переходили посуху по дну реки. Удивительное зрелище представляли собой рельсы, будто кто-то гигантскими руками выгнул их в дуги. Ни стыки, ни тепловые зазоры не спасли железнодорожное полотно. Ну и последний «бытовой» пример. Лежим, после купания загораем на берегу озера, подходит знакомый и говорит: - Завтра еду отдыхать на Черное море. Через две недели тот же товарищ опускается рядом на траву нашего пляжа и с удовольствием вытягивается. -Что случилось? Ведь ты должен быть на юге. - Приехал на юг, хожу на пляж, поражая всех своим загаром, и отбиваюсь от вопросов: где так загорели. Никто не верит; что на Севере. - Погода ветреная, идут дожди. У всех отдыхающих гусиная кожа с пупырышками и синеватым отливом. Промерз весь. Плюнул на потрачен­ ные деньги, на испорченный отпуск. Купил с трудом обратный билет. - И вот я здесь, дома. Какая красота! Солнце, голубое небо и очень тепло. Об остальном пораспрашивайте очевидцев. Они еще живы. Жаркие периоды (периоды потепления Арктики) были в 1912-14 годах, в конце 30-х годов, начало 40-х. Паковый лед в Северном Ледовитом океане отошел от берега на двести пятьдесят километров, и пароходы делали сквозные рейсы без сопро­ вождения ледоколов. Но мы не листаем летопись потепления погоды в ^ j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz