Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

А какова судьба парохода «Толстик» и его капитана? На счастье, в порту Кандалакши стоял буксирный пароход «Красноармеец» с командой ЭПРОНа (водолазами, поднимающими затонувшие суда). Он пришел из Архангельска за понтонами (стальная бочка для подъеш судна со дна моря). Быстро договорились с командой. Буксир с понтонами и водолазами пришел на 8-й лесозавод и приступил к подъему затонувшего судна. Понтоны притопили, водолаз прикрепил их к борту судна. Закжали воздух, и через неделю работы буксирный пароход «Толстик» стоял у причала 8-го завода. За зиму машины перебрали, пробоину заварили, и судно ходило всю войну, и после войны, примерно до 60-х годов. Затем оно было списано из-за ветхости. А что же капитан? Было долгое разбирательство аварии, затем суд, который приговорил капитана к десяти годам заключения. Толью попал в лагерь - началась «Зимняя» война с Финляндией. Бывший капитан написал заявление добровольцем на войну. Попал в штрафной батальон и сразу же в окружение финнов. Три месяца в снегах, на сухарях и спирте. С наступлением тепла, в марте 1940 года война окончилась. Снова в лагерь досиживать срок заключения. Не успел, как говорится, дойти до своих нар (деревянные двухъярусные кровати) снова война. Теперь уже с Германией. И опять ушел доброюльцем. Дошел с Рокоссовским (команду­ ющим фронтом) до Данцига (Польша). Там и окончилась для него война. Счастье, фортуна, судьба, как хотите называйте, но за две войны не получил ни одного ранения. А ведь армия Рокоссовского и его штрафные батальоны первыми шли в наступление. По окончании войны обвинение было снято (в армии год службы на фронте считался за полтора). Вернулся на свой лесозавод и снова начал работать, ходить капитаном на буксирном пароходе «Толстик». Затем перешел работать в Кандалакшский морской порт; в контору капитана порта. Свой дом на 8-ом лесозаводе разобрал и перевез на нижнюю Кандалак­ шу. И две рябины, посаженные еще юношей у крыльца, выкопал, перевез и пересадил у дома в Кандалакше. Огромные, высокие выросли рябины. И сыновья капитана Полякова пошли по морской дороге, по стопам отца. Вышли мы все из народа дети семьи трудовой... (Из песни). Рабочие люди 50-х годов. В этой главе мы называем фамилии нескольких рабочих Ковдского лесозавода. Пусть другие будут не в обиде. Мы никого не выбирали, и эта глава целиком составлена на основании дневников детей, которые искали сведения о рабочих в далеких 50-х годах для школьного музея. Полностью оставляем стиль и правописание детского дневника. Только ремарки автора. Среди рабочих завода имеются знатные стахановцы, выполняющие 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz