Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

При защите объектов Кировсюй железной дороги бронепоезд сбил свыше 20-ти самолетов противника. А вот пример военной хитрости командира Мироненко. Бронепоезд сопровождал большой состав с топливом для кораблей Северного флота и Английской военной эскадры. Поступило радиосообщение, что приближаются самолеты разведчики. Двухфюзеляжный самолет «Рама». Командир бронепоезда рассчитал время, перецепил паровозы на ближайшем полустанке и дал задний ход. Воздушные немецкие разведчики доложили, что состав с топливом движется на юг. Тем временем Мироненко вновь перецепил паровозы и продолжал движение на север. Немецкие бомбардировщики уверенные, что эшелон идет на юг, так и не нашли его. Самое ужасное зрелище, да зрелище, потому что мы не успели помочь - это расстрел санитарного поезда немецкими летчиками на бреющем полете на станции Лоухи. Это был ужас. Замерли сердца, и только ненависть, ненависть к врагам опалила наши души. Да и ловушка засада на станции Ковда была подстроена врагами. Ну, кто-то считал количество вагонов, воинские эшелоны на Север, время прохождения поездов, перевозимый груз, но передавать сообщение со станции Ковда было затруднительно. Радиопередатчика не было. Да и попробуй передать, если существует пограничный контроль. А вот посылочная почта через станцию Лоухи существовала. Поезд сам привозил на стенках вагонов информацию. Например, черта глиной, или царапина, или греется букса на пятом вагоне- ,означала, что на станции Ковда стоит зенитный бронепоезд. А в радиоголо- сице радиостанций в районе военных действий в Лоухах,на голос передат­ чика с повторением цифры пять никто и не обращал внимания. Все выясни­ ли уже после войны. Почтовые ящики, действия диспетчеров - это считалось рутинной разведывательной работой. Задержка зенитного бронепоезда на станции Ковда и нанесения ему смертельного удара с воздуха, считалось самым удачным действием вражеской разведки. И чтобы прикрыть операцию, выдумали злобные вымыслы, и мы повторяем и сейчас эти инсинуации о беспечности и ротозействе личного состава бронепоезда. В Кандалакше шесть человек самовольно покинули зенитный поезд, сели в пассажирский вагон и уехали в Мурманск, вроде бы и цели пресле­ довали благородные: рвались на фронт Но самоволка и есть самоволка - это же война. Командир бронепоезда был отстранен от должности, и назначен другой - Мироненко. Самой же удачной операцией бронепоезда, хоть на кинохронику снимай, было сопровождение санитарного поезда на южное направление. Недалеко от станции Лоухи девять немецких бомбардировщиков вывали­ лись из-за сопок, построились в строй и на бреющем полете с хвоста бронепоезда пытались остановить эшелоны. Первой же очередью из счетверенного пулемета была отсечена плоскость самолета, и он вывалился из строя и с грузом бомб рухнул в сопки. Другие не отважились атаковать и отвернули в стороны. Санитарный состав был благополучно доставлен до станции. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz