Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
кейн» (английская помощь России по ленд-лизу, был убит. Он похоронен в братской могиле в п. Белое море. Четвертьтонные бомбы, сброшенные с немецких самолетов, попали в цель. Одна бомба пробила настил моста, лед и ушла в реку Ковда. Вторая упала плашмя в 250 метров от моста и скати лась с высокой насыпи под отюс. Но бомбы не взорвались. Вызванные саперы, вывинтив взрыватели и крышки технологических отверстий, обнаружили, что в бомбы вместо взрывчатого вещества - тола насыпан речной песок. Видимо, русские военнопленные, работавшие на немецких военных авиазаводах, чем могли, помогали Родине. Корпуса бомб и сейчас лежат на стеллажах в 250-и метрах от моста. Послесловие. Я ошибся, уважаемый читатель, назвав эту главу «Бой...». С 1 июля 1941 года по ноябрь месяц 1944 года прскодили непрерывные бои за Ковдские мосты. Поэтому некоторые эпизоды военной хроники попали в эту главу П ос. Лесозаводский 2003 год. Поезд специального назначения. В черную декабрьскую ночь 1941 года, в разбитый, сожженный дотла - торчат толью печные трубы - и к тому же засыпанный снегом город Мурманск прибыл английский крейсер «Кент». Пробившись через штормо вой океан, и пройдя через минные поля, корабли каравана втянулись в Кольский залив. Повезло крейсеру и каравану PQ-5. Немцы не предприни мали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций, и потерь в караване суцов не было. На военном корабле в Россию прибыли посол Советского Союза в Англии Иван Майский и министр иностранных дел Великобритании Антони Иден. Им был предоставлен правительством Советского Союза самолет, чтобы лететь в Москву. Но посол Майский отказался от самолета и просил подготовить поезд, чтобы показать министру Великобритании действующую железную дорогу, по которой поступала помощь союзниюв России: военная техника, металл, продовольствие. Несмотря на громогласные заявления по радио и в печати министра пропаганды Германии Геббельса о том, что Кировская железная магистраль перерезана, и она не функционирует; Майский решил показать Идену железную дорогу прямо в действии. Из воспоминаний Г. В. Елисеева. Все силы Кандалакшского истреби тельного батальона были выставлены на охрану участка Кандалакша - станция Ковда, сумели преложить лыжню вдоль всего пути, протесали лесные массивы, проверили отдельные станции и разъезды, иными словами, сделали все, чтобы исключить возможность проникновения к железной дороге диверсионных групп. А далеко от Мурманска декабрьским утром, если можно назвать утром, ведь стояла полярная ночь, наряд пограничнииэв проверял контрольную лыжню, идущую вдоль железной дороги. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz