Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

Автор поднимался на гору Марьи Вароги, что на станции Ковда, напротив моста. (Гора Сухая. Высота 166 метров над уровнем моря.) Расстояние до железнодорожного моста примерно два с половиной, три километра. Так сооружение (мост) с такой дистанции кажется величиной со спичечный коробок. Трудно с высоты попасть бомбами в него. Но попробуй и подойти к мосту, если на нем стоят счетверенные пулеметы и зенитные автоматы. Это хорошо рассуждать сейчас, по истечении времени, а в том 1941- ом году... началась война. Лихолетье войны. Оборона Ковдского берега от десанта немцев с моря. Лето 1941 года. По данным стратегической разведки в июле- августе 41 года немцы планировали высадить морские десанты на полуострове Рыбачий и Средний, а также с Белого моря в Кандалакшу. Вспомним 40-й год. Десанты в Норвегии. А на суше шли ожесточенные бои: немцы и финны рвались к Мурман­ ску, Кандалакше и Лоухам. Их цель - порты и Кировская железная дорога. Оказывая отчаянное сопротивление, наши войска отступали. Согласно приказу командующего Северным флотом А. Г. Головко, в Белом море было выставлено заграждение из 218 морских мин от мыса Кочинный в сторону Каналакши в два ряда (Минный заградитель «Ка­ нин»), На острове Великий оборудована батарея из 2-х 130 мм пушек, которая простреливала поперек Кандалакшский залив. Была создана система постов ВноС и СниС (Система наблюдения и связи). От мыса Кочинный до огневой позиции батареи по дну залива был проложен свинцовый кабель связи. Он и сейчас лежит на дне моря. Самое удобное место для высадки морского десанта - это Ковда. До станции и железнодорожных мостов всего 12 км по хорошей грунтовой дороге. Построена она в 1930-м году. Август 1941 года. Изнурительная, страшная жара. Все в дыму от горящих лесов... На станцию Ковда прибыл штабной вагон. Из него вышла группа военных в форме с планшетами и буссолями (угловой измерительный прибор). С проводником (Попов А. И. дежурный станции Ковда) направи­ лись пешком вдоль железнодорожного полотна к южному семафору. А за спиной злой шепот, как штыки в спину: - Наши мужики воюют, а эти прогуливаются! От семафора группа по хорошей грунтовой дороге свернула влево. Прошли еще два километра и остановились у высоких гор Марьины Вароги. Две горы с ложбиной посредине. ( Гора Сухая, высота 166 метров над уровнем моря). По западному пологому склону поднялись наверх к вершинам. Изумительный вид на море остановил военных. Зеркальная гладь воды сливалась с горизонтом. Чуть-чуть над морем возвышался Турий мыс, 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz