Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

раз с теми, с кем собирались и наши шведы. То есть конкуренция появилась с самого начала, а также шведы были уже не единственные, кто собирался сплавлять лес по реке Ковда. Зняительные трудности добавило шведам то, что они мало знали местных партнеров. (Русанова - ремарка автора). Из той же книги. Мистер Чарльз (Карл) Антонович Стюарт- англичанин, лесопромыш­ ленник, владелец лесозаводов в г. Архангельске, поздно узнал о продаже Ковдсюго лесозавода, но хотел участвовать в получении прибыли с продажи русского леса. Он прекрасно говорил по-русски. А промышленник Русанов крайне нуждался в модернизации своего производства (лесопиль­ ного завода на острове Березовый, вблизи Ковды), к тому же знал англий­ ский язык. Так что встреча двух промышленников была предопределена. Лондон. 1900 год. Русское представительство при генеральном консуле. Присутствовали: Стюарт, Русанов, их «поверенные в делах» и мистер X. Дрихель будущий управляющий лесозаводом Стюарта (8). В тиши кабине­ та за закрытыми дверями решалась судьба. Да! Судьба. Русского Крайнего Севера. И тем более полной неожиданностью для шведов будут параграфы (статьи) этого договора, предусматривающего следующее: - Строительство нового русского Русановского лесозавода на англий­ ский капитал. - Строительство английского лесозавода Стюарта на острове Овечьем, напротив Ковды. (Построен в 1902 году). - Передача лицензии на сплав леса по реке Ковда англичанам. И до 1920 года сплавом распоряжался английский мастер Антон Флейц (начальник сплавных путей). Шведы купившие Ковдский лесозавод остались без транспортной артерии для сплава сырья (круглого леса). Вы спросите: - Лесная промышленность, какое отношение она имеет к международной политике? А вот каиэе! Листы договора, подписанные лесопромышленниками в том далеком 1900 году, чуть было, не решили судьбу Крайнего Севера Европы. уже в 1919 году английские войска были на Кольском полуострове, вплоть до КемиЯ уже не гов орю, что они были в Архангельске Продажа «Северным правительством» (Россия) английским предприни­ мателям побережья Белого моря с Ковдскими лесозаводами, железной дорогой Мурманск - Сорока (Беломорск) с землей, прилегающей к ней. Это был уже решенный вопрос и, только по не зависящим от них (англичан) обстоятельством, этот договор был закрыт в 1920 году. Мы думали навсегда, но отголоски его всплыли в юнце 19 века. Сейчас Ковдский лесозавод принадлежит английской фирме «Риле Камертон». Так через 100 лет откликнулись строки этого договора. Вот почему мы назвали встречу русского и английского лесопромышленников историчес­ кой. Конечно, я не говорю, что центром английской экспансии была Ковда. Нет и еще раз нет. Англичане были вМурманске, Кандалакше, Кеми. Но под защитой английских войск совершалась сделка о продаже русской территории. Лесозаводы в те годы работали на вывоз древесины -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz