Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

мосты Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога построена в 1916-м году (Первая Мировая война), и соединила она город Петроград с незамер­ зающим портом на Ледовитом океане Романов-на-Мурмане. Станция Серякская, от названия озера Серяк, (в дальнейшем Ковда), расположена в 100-а километрах на юг от города Кандалакша. Через два русла реки Ковда, что вытекают из озера Серяк, и находящих­ ся возле одноименной станции, переброшены два деревянных моста (один за другим) оригинальной конструкции. Эти сооружения построены инженером А. А. Боровиком. В 1928-ом году деревянные мосты реконструированы инженером В. П. Ивашевым. Первый мост имеет металлическую ферму, поставленную на два быка (бетонные основания на берегу реки), второй - каменно-арочный. Железнодорожные мосты имеют стратегическое значение, так как соединяют порт Мурманск с Россией. Во вторую мировую войну с 1июля 1941 года по ноябрь месяц 1944 года за мосты шли ожесточенные воздушные сражения. Продолжение. Железнодорожные мосты, испытывающие жесткие и предельно максимальные нагрузки, оказались жизнестойкими, если можно так выразиться, сооружениями. Ковдские мосты построены с малым радиусом закругления к железнодорожной линии. Поэтому самолеты, даже летя на бреющем полете вдоль железнодорожного полотна, не могли попасть бомбами в мост, стоящий под прямым углом к магистрали. Они его проска­ кивали, а довернуть не успевали. Если же бомбили с больших высот; то цель настолько мала (длина мостов около ста метров, а ширина равна железнодо­ рожной колее плюс по бокам два пешеходных прохода), что разброс бомб был очень большим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz