Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

живописью. Главное в ней «клейма», их живость, и увлекательное повес­ твование. Они нагружены, переполнены показанными в ракурсе зданиями и предметами, вздыбленными волнами, перевернутыми лодками, множес­ твом фигурок, то подвижных и суетливых, то застывших и скованных. Все это... раскрашено с необычайной яркостью. Особо чтимые иконы всегда украшались драгоценными окладами, шелком, жемчугом. В описи Ковдсюй церкви 1856 года говорится: - На предалтарном иконостасе... образ храмового праздника Святителя и Чудотворца Николая с чудесами, им творимыми, в киоте; риза (облачение), венец (ободок вокруг головы) и цата (привеска на нем) серебряные, чека­ ненные под золото, весу 1 фунт 20 золотников 495 граммов. Еще один «Никола» стоял в трапезном притворе над входной дверью. Основная масса икон размеща­ лась на предалтарной стене - иконоста­ се. Иконостас главное украшение храма. Он создает особый духовный настрой, выражает собой присутствие божественной силы. В центре его находилось треико- ние, называемое «деисус» (с греческого - моление, прошение): изображение Иисуса Христа, часто именуемое «Спас на престоле», а по бокам его с одной стороны Богоматерь Мария, с другой Иоанн Предтеча (Креститель). В «деисусе» заключена идея заступни­ чества Бога. В иконостасе «диесус» расширялся в обе стороны симметрично располо­ женными фигурами апостолов Петра и Павла, святителей, митрополитов, мучеников. Весь этот ряд икон имено­ вался «деисусовым чином». Ниже его располагались иконы «местного ряда» - Благовещение, Тайная вечеря и Спас в силах. XVII в. С. Ковда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz