Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

нство, окружающее село, и служат ориентирами с дорог и реки. Более сложна здесь ориентация с моря. В связи с тем, что церковь и колокольня поставлены на склоне «вполгоры» и со стороны моря не видны, на вершине полуострова был установлен крест - ориентир, укрепленный валунами в срубе. Обследование и обмер села Ковда проведены в 1972 и 1977 годах. Реконструкция домов сгоревшей части Старой Ковды проведе­ на путем обмера следов и опроса старожилов. Все ориентиры приморских селений входили в морские лоции Белого моря, внанале устные, затем рукописные и печатные. Ушаков Ю. С .« Ансамбль в народном творчестве». Строй издат. 1982 год.. Старинное поверье о поморских крестах. Злокозненный дух укрывается в скалах, поверье, которое передава­ лось из поколения в поколение. В конце 19-ого века морской офицер Николай Максимов, удивленный обилием крестов в таких местах, где они не могли служить навигационны­ ми знаками, спросил поморов: - Зачем они поставлены? Последовал предельно ясный ответ: - Старики выгоняли этими крестами злых духов со скал. По народным представлениям в мире шло противоборство злых и добрых сил. Вещественным носителем божественной силы выступал христианский крест. С его помощью предотвращали козни язычников. На скалах ставился крест с «сенью» (накрытием). Благодарственные кресты ставились на побережье Белого моря «Во спасение». Каждый, спасшийся от гибели в море, считал своим долгом поставить, «срубить» крест на берегу по «обету», желательно на возвышен­ ном месте. Приведем примеры: Крест Петра Первого «во спасе­ ние» от гибели в Белом море. Крест на Крестовой горе Канда­ лакши, сломанный ураганом в 1915-ом году. Крест на скале в селе Ковда. Кресты в губе Лобаниха, остров Великий. Крест у избы (Ямская гоньба на «кережках» перевоз казенных грузов и служивых людей) в конце озера Верховское и другие. Кроме того, кресты применя­ лись как путевые ориентиры и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz