Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
- Ну, давай же снова! Давно уже разошлись гости из дома. "Уходили, не прощаясь, «по- английски», таков был порядок. И только одна девушка сидела в затенен ном уголке у елки и украдкой вытирала слезы. А из кабинета продолжал раздаваться хохот двух людей, азартные голоса мужчин, радующихся, как дети. Под утро хозяин собрал игрушки в шкатулку и вручил ее капитану: - Владей!Это тебе приз за время проведенное со мною! •И армейский капитан, покинувший Россию в эмиграцию 1922 года навсегда, взял с собою эту игрушку, как талисман о счастливом периоде жизни в Ковде, и никогда не расставался с нею. Послесловие. После прихода красных войск в Ковду в марте 1920-го года Мауритс Магнуссон и бухгалтер Константин Оловяннимэв ушли на лыжах в Финляндию, а затем перебрались в Швецию. Ковдский лесозавод был национализирован. Советская Россия выпла тила государству Швеция 11 ООООООкрон. Капитан А. Карсавин с артиллерийской частью в 1920-м году был переведен на польский фронт. Там он отличился и получил воинское поощрение (орден) и звание. В 1922-м году по прямому распоряжению В.И. Ленина, руководителя Советского государства, часть русской интеллигенции (историки, филосо фы, редакторы газет) была отправлена в эмиграцию. Вместе с профессором Карсавиным, уехал и его сын полковник А.Карсавин. Уехал во Францию навсегда. Пос. Лесозаводский. 2001 год. Посвящается Стариковой В.Ф. Иностранный пароход. В конце 30-х годов (перед войной) Ковдские лесозаводы работали на полную мощность. Лесозавод №8 был реконструирован, поставлено новое оборудование. Сплав леса достиг максимального уровня: 140 тысяч кубометров древесины было проплавлено по реке Ковда и переработано на экспортные доски на двух лесозаводах. Никогда ни ранее, ни тем более в наше время не отмечался такой пик деловой деятельности. Один за другим подходили к причалам лесозаводов иностранные пароходы за пиленым лесом. Своих судов у России не хватало. Иногда у причала стояли по два, по три судна да еще на рейде ожидали погрузки суца, стоящие на якоре. А как их грузить? Лесозаводы должны работать. Ведь план распиловки никто не уменьшал, наоборот, с каждым годом он стано вился все больше и больше. Был такой принцип - от достигнутого. А ще взять людей на погрузку? Собирали бригады грузчиюв в Кандалакщском порту, в Умбе, но все равно пароходы простаивали. И вот кому-то в голову пришла «ценная» мысль - взять на погрузку судов девушек из деревни Ковда, колхоз «Беломорский рыбак».Взять-то можно, но и в колхозе сельская страда. Мужчины на тонях (ловят семгу), а остальные млад и стар на сенокосе и в поле. 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz