Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

дверями, увеличен притвор, он превратился в «трапезную». В «трапезной» находились столы, скамьи, вешалки для одежды. Сильные снегозаносы, большая толщина снегового покрова потребо­ вали поднять здание церкви над уровнем земли. Так, например, в Никольской церкви пол был поднят над землей на 1,6 метра, а в Воскресенском соборе в Коле на 3 метра. Помещение под полом получило название «подклеть». Подобный прием в деревянном зодчестве имеет место и при постройке жилых домов с той только разницей, что в жилых домах «подклеть» используется для хозяйственных нужд, а в храмах она не используется вовсе. Стена, разделяющая помещение для молящихся и алтарь, заполняет­ ся иконами и носит название иконостаса. В центре ее устроен дверной проем, называемый «царскими вратами». Рядом находится дверь, ведущая в алтарь, самое главное церковное помещение, куца имели право входить только служители церкви. В центре алтаря размещался стол с покрывалом, называемый «престо­ лом». На нем и около него располагалась различная церковная утварь и книги. Внутри Никольской церкви сохранились иконы, образцы древнерус­ ской живописи 18 и 19 веюв. Сейчас в связи с реставрацией церкви, иконы переданы на хранение в выставочный зал в Кандалакше. Строительство храмов в древние времена было не простым делом. Надо было заботиться о соблюдении определенных церковных правил, о прочности, о долголетии, о выборе наиболее выразительного места постройки. Надо отметить, что древнерусские зодчие с честью справились с этой нелегкой задачей. Один из примеров Никольская церковь. Ступенчатая форма церкви, причуцливая двухъярусная глава, покры­ тая точно чешуей, деревянными осиновыми черепицами «лемехами», парадное крыльцо с резными столбами и «причальными досками», прикрывающими торцы бревен, игрушечная колокольня... Колокольня сама по себе является ценным архитектурным памятни­ ком. Колокольный звон играл в жизни людей немаловажную роль. Он приглашал их в церковь на молитву, сопровождал народные празднества, придавал значимость совершаемым обрядам и отмечаемым событиям. Он выполнял и чисто житейскую службу: созывал людей на тушение пожара, предупреждал их об опасности нападения врага, оповещал их о чтении царских грамот и указов, помогал найти путь к селению заблуцив- шимся в лесу. В зависимости от обстоятельств колоиэл мог звонить и радостно, и торжественно, и тревожно, и грустно. Колокольный звон создавал и определенное общественное настроение. Разносясь по окрестностям, он достигал одиноких промысловых избушек, рыбацких тонь и сенокосов, вторгался в сложный мир чувств и мыслей человека. Колокольни, как правило, строили отдельно стоящими, и это не случайно. В древние времена, когда еще не было колоколов, не было надобностей и в колокольне. Народ созывался в церковь с помощью «била» - ударами в деревянную или металлическую доску. Коща же появи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz