Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

Никольский погост является изумительным архитектурным памятни­ ком середины17 века, сохранившимся до наших дней. Отвлекитесь от мысли, что перед вами церковь, в юторой когда-то верующие совершали богослужения. Вглядитесь в эти простые русские деревянные постройки, на каждую в отдельности и на весь комплекс в целом, и вы увидите насколью они интересны, как лаконичны, пропорцио­ нальны и красивы линии, объемы этих миниатюрных сооружений. Они точно игрушки, выточенные из дерева искусным мастером, пришедшие к нам из глубины веков. Русский помор, возвращавшийся с уловом по Белому морю к родному берегу, издали из своей лодки видел с детства знакомый силуэт колокольни и островерхой крыши церкви с двойной луковицей на макушке. Пешеходу, вышедшему по лесной дороге к берегу реки, видна на крутом берегу та же картина, только под другим углем зрения. Но оба и рыбак, и пешеход чувствуют в этот момент что-то близкое, домашнее. Таюво воздействие на человека внешних форм, скульптурной отточенности неприхотливых построек, какими являются церковь и колоюльня Нико­ льского погоста в селе Ковда. Погост занимает небольшую территорию размером 40 на 20 метров, в центре которой размещено здание церкви. Колокольня пристроилась в углу ограды. Оба здания деревянные, рубленные в «обло», с остатками в углах. Здание церкви прямоугольное, вытянутое с запада на восток. Состоит оно из 4-х частей: крыльца, передней части, средней большей по высоте части и восточной небольшой пристройки. Средняя часть перекрыта двухъярусной, островерхой кровлей, в центре которой возвышается глава, состоящая из барабана, луковицы и восьмико­ нечного креста. Кровля средней части вынесена также, как и в Воскресен­ ском соборе в Коле, далеко за пределы стен здания. Прием «повалов», относа кровли от стен, характерен для всех деревянных сооружений того времени. Такой же «повал» - вынос кровли устроен и на колокольне. Кроме практического назначения, форма «повалов» придает приятную живопис­ ность сооружению. Церковь (высота с крестом 14,3 метра) относится к типу «клетских» храмов по конструкции основных объектов и «клинчатых» по форме крыш. В рубленых деревянных сооружениях ряд, соединенный венцами бревен, называется срубом. А помещения, ограниченные «срубами», с полом, потолком, окнами и дверьми, называются «клетями». Планировка храма узаконена основными положениями древнего византийского церковного зодчества (как известно, православие в древ­ нюю Русь пришло из Византии). Все помещение церкви делилось на 3 части: притвор или передняя часть, помещение для молящихся и главная часть алтарь. Сурова и длительная зима на Севере. Необходимость размещения прибывающих в церковь лкэдей из дальних мест, их обогрев, питание вызвали внесение в узаконенные чужие правила сооружения церквей своих, русских поправок. Так были введены сени с двойными 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz