Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
московскую столицу 1555 год. «Басаргин правежь». За непослушание управителям, за предъявленный иск Иван Грозный послал в наши края опричников во главе с Басаргой Леонтьевым. Разорены многие поморские села, в том числе и Ковда. Гшландский путешественник Салинген в своих сочинениях « Сообще ние Симона ван Салингена о земле Лопии, как в 1562,63 и 65 г.г. плавали к ней из Нидерландов, как она была застроена..., как развивалось мореплава ние и, благодаря коммерции, стала обстраиваться». Говорит о связях с Москвой и с жителями поморского Белсморья. Первая поездка из Сумы с Карельской стороны на лодке вдоль берега. Он во всех гаванях измерял глубины, поставил вехи, определял расстояния и места по широте и долготе. И следуя вдоль берега, достиг Ковду. В 1601 году издал карту северных мест, где изображены поселения, втом числе и Ковда... Знания по нашей местности мы приобрели «по Васильевым книгам Агалина да подьячего Степана Соболева», когда они в 1574-75 году составили по царскому наказу опись погостов, рек, озер и пр. на Кольском полуострове. « Книга Большому Чертежу» 1575 год. Раздел о наших местах называет ся так: «Ро спись рекам поморским, морским берегам от усть реки Тенуя». «А от усть реки Нива до усть реки Ковда морским берегом 70 верст. А на устье Ковды пошет Ковда...» В 1585 году Кольский воевода Г. Б. Васильчиюв внушительно начертал: « И та поморская земля исстари вотчина госуцаря ». Царствующий в те годы Федор Иоаннович в грамоте королю датскому утверждает категорически: «...а села Ковда, Кереть, Варзуга, Умба,и иные села и монастыри... изначальна наша отчизна, Новгородский уезд, и живут в них русские ліоди из давних лет и дань дают сНовгородскою и Двинскою землею вместе...» Соловецкая летопись 1589 год. «Сентября в 7, грех ради наших, приходили немецкие люди к морю на поморские места рекою Ковдою в волость Ковду.., и те волости повоевали, церкви и людей побили, и воевав, пошли Кемью реиэю вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек». В Соловецкой летописи отмечено, что в Ковде «церковь и дворы пожгли и людей побили». На карте 1592 года Петра Планция впервые море называют «Белое». Тамже видим Ковду. 1658год. Переписная роспись Кольсю-Печенгского монастыря. Владения монастыря в Белом море, Кандалакшской губе. « .. .на Оленьем острову в Старцевой губе четверть угодья поскотины... того же лука варнишнего Миккоев остров, на Ковдсюм устье два островка малых...» 17августа 1658год. Значит, и люди там были, чтобы обихаживать их, места, где, как писали в старину, был «лук угодий владенья...со всеми угодьи... и с морскими пожнями, куда ходила юса и топор...» В этой росписи впервые указывается место будущего поселка Лесоза водский. Из сочинения Семена Денисова. Проповедник раскола в северном 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz