Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
ром; над ним возвышается скала, под которой лежит часть села: там же находится церковь. Дома довольно чистенькие, просторные, есть несколько лавок; но улица имеет весьма непривлекательный вид: набросаны бревна, доски... Летом на лошадях не ездят, единственный способ сообщения - по морю". Обстоятельное исследование о промыслах в селе Ковде опубликовал Василий Евгеньевич Розов. Основываясь на записях Ковдской церкви, он приводит данные об уловах сельди с 1887 по 1911 год. Накануне первой мировой войны в селе было 130 дворов, производилось около 40 тысяч бочонков соленой сельди, большей частью шедшей на архангельский рынок. В среднем на двор вылавливалось и приготовлялось по 250 бочон ков, из которых на собственное потребление шло около 70 бочонков (весом по 30 фунтов). Семги добывалось около 500 пудов в год. Бочонок сельди продавался скупщикам на месте промысла по 35-40 копеек, пуц осенней семги 10 -12 рублей. "Для пропитания,- пишет чиновник Р. П. Якобсон, - ковдяне ловят все лето рыбу в озерах Серяк, Орлов и Верховсюе. Зимой человек 50 с 25 лошадьми занимаются заготовкой и вывозкой леса для местных заводов. Один дроворуб и возчик в зиму зарабатывают 200-300 рублей". Кроме того около 30 ювдян работали на сплаве бревен, получая в день от 1 рубля 20 копеек до полутора рублей. После долгих трений каждый лесопильный завод согласился платить за право сплава леса по реке Ковде сельскому обществу по 350 рублей в гсщ. В 1915 году близ селения началась прокладка линии железной дороги на Мурман. Руководил работами на участке внук декабриста инженер Васи лий Петрович Ивашев. На расчистке просеки и на перевозке разных грузов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz