Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

География Ковды. Впервые название упоминается в Соловецской летописи 1497- 98 год, сентябрь месяц. Село Ковда расположено на Белом море, в Кандалакшском заливе, губе Ковда, там, где река с одноименным названием впадает в море. Река Ковда вытекает из озера Топозеро в Карелии, впадает в Кандала­ кшский залив Белого моря. Длина реки 233 километра: в верхнем течении называется Кума, в среднем Иова, нижнем Ковда. С 50-х по 70 годы прошлого столетия на реке построены гидроэлектрос­ танции: Княжегубская, Иовская и Кумекая. Образовались водохранилища: Княжегубское (Ковдозеро), Иовское, Кумское. Сток реки Ковда в море практически прекращен. На левом берегу в устье реки Ковда стоит населенный пункт Запань. До 25.05.38 года входил в состав Карелии. В конце 50-х годов объединен с селом Ковда. В настоящее время дачный поселок. Энциклопедия Кольского края. КОВДА Кольская земля для направлявшихся на Мурман по ямсгому пути начиналась с Ковды. Первое упоминание о погосте Ковда встречается в Соловецкой руюпи- си, которая под 1542 г. сообщает о происшедшем в этом районе землетрясе­ нии. Основными источниками дохода ковдян являлись лов семги и сельди, а в зимнее время - выварка соли из морской воды. В 1589 году Ковда, наряду с другими поморскими волостями, подвер­ глась нападению шведов и финнов. В Соловецкой летописи сказано: "7 сентября приходили немецкие ліодй (иноземцы) к морю на поморские места рекою Ковдою в волость Ковду... Церковь и дворы пожгли: и людей побили... А приходило тех немецких лкздей 700 человек". Явившийся вскоре после разорения села царский писец Третьяк Зайцев нашел в Ковде лишь три крестьянских двора и 12 запустевших солеварниц. К 1611 году вшость в значительной мере восстановила свои силы. В Ковде насчитывалось 22 двора, в которых жили 27 семей; действовали' две варницы: на Бабьем море - Архипа Кожина и в Пояконде - Валаамского монастыря. Имелся и храм: "А в волости церковь теплая Николы чудотвор­ ца древяная, верх шатровой, - говорилось в писцовой книге Алая Михалко­ ва, - а в церкве образы, книги и ризы да колокол один строения волостных людей". О 60-х годах XVII века Поморье было взволновано нововведениями патриарха Никона, который изменил ряд церковных обрядов и прислал 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz