Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

Любовно огладив двигатель ветошью, механик нажимает кнопку стартера. Весело звенит дизель с новыми форсунками. Вслушиваясь в звук работающего двигателя, капитан советует: - Прибавь ещё два градуса подачи опережения. В ответ звонко цокает топливный насос, резко отсекая топливо. -Готово! А уже и вечер наступает. Ветер стихает, и за островом заштилело. Судно разворачивается и, натянув буксирный трос, устремляется в Вачевскую салму (пролив). Вода уже убывает; слабый ветер подгоняет буксир, и судно стремительно (если можно так сказать) с водой идёт вдоль полуострова Толстик. Стрелки часов показывают полночь, а светло, как днем (полярный день), когда у входного маяка «Пришубый Баклыш» «ПЕРЕКОП» входит на Ковдинский рейд и берет курс на лесозавод. А еще через три часа мимо судна проходит поселок Заоткаг и гора, вся расписанная белой краской названиями судов,- Варога. Надвигается на буксир биржа, полная домишв экспортных досок... Низкий, требовательный зов сирены извещает, чтолес приплавлен. Рейс, длившийся двое суток, окончен. Послесловие. Буксирный пароход «ХУРТИГ» в 1920 гсщу вывез шведскую колонию с Ковдсюго лесозавода в Швецию после национализации предприятия. Дальнейшая судьба судна неизвестна. Буксир «СТАХАНОВЕЦ» во время войны подвергался налетам авиации противника. Но все обошлось благополучно. Доработал на буксировке леса до 60-х годов. Затем был списан, как технически устарев­ ший. Наступила эра дизельных теплоходов. Был разрезан на металлолом. Теплоход «ПЕРЕКОП» ходил по морю до 1990 года. При остановке Ковдского лесозавода был вытащен на берег, на стапель. Разрезан на металлолом в 2000году. п. Лесозаводский. 2001 год. Ковдская запань. Заготовка леса (брёвен). 1950-й год. Ковдский лесозавод. Большинство рабочих приезжали на лесоучастки по вербовке, они и ни топора до этого в руках не держали, ни багром правильно пользоваться не умели, а труд был тяжелейший. Теперь мне порой кажется, что с бывшей тогда техникой в наше время за эту работу никто бы и не взялся, плати хоть по 1000 рублей в день. А ведь в те годы работали часто и без зарплаты, лишь продукты выдавали по списку. На лесопункте «Серяк» ст. Ковда стояло два барака (один - для семейных, перегороженный на клетушки, а другой - для холостых) да небольшой магазинчик. То же самое было и на остальных лесопунктах. Зимой заготовляли лес, возили его по узкоиэлейной дороге на лошадях на берег озера и складывали в штабеля. Машин не было, тракторов 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz