Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
Любовно огладив двигатель ветошью, механик нажимает кнопку стартера. Весело звенит дизель с новыми форсунками. Вслушиваясь в звук работающего двигателя, капитан советует: - Прибавь ещё два градуса подачи опережения. В ответ звонко цокает топливный насос, резко отсекая топливо. -Готово! А уже и вечер наступает. Ветер стихает, и за островом заштилело. Судно разворачивается и, натянув буксирный трос, устремляется в Вачевскую салму (пролив). Вода уже убывает; слабый ветер подгоняет буксир, и судно стремительно (если можно так сказать) с водой идёт вдоль полуострова Толстик. Стрелки часов показывают полночь, а светло, как днем (полярный день), когда у входного маяка «Пришубый Баклыш» «ПЕРЕКОП» входит на Ковдинский рейд и берет курс на лесозавод. А еще через три часа мимо судна проходит поселок Заоткаг и гора, вся расписанная белой краской названиями судов,- Варога. Надвигается на буксир биржа, полная домишв экспортных досок... Низкий, требовательный зов сирены извещает, чтолес приплавлен. Рейс, длившийся двое суток, окончен. Послесловие. Буксирный пароход «ХУРТИГ» в 1920 гсщу вывез шведскую колонию с Ковдсюго лесозавода в Швецию после национализации предприятия. Дальнейшая судьба судна неизвестна. Буксир «СТАХАНОВЕЦ» во время войны подвергался налетам авиации противника. Но все обошлось благополучно. Доработал на буксировке леса до 60-х годов. Затем был списан, как технически устарев ший. Наступила эра дизельных теплоходов. Был разрезан на металлолом. Теплоход «ПЕРЕКОП» ходил по морю до 1990 года. При остановке Ковдского лесозавода был вытащен на берег, на стапель. Разрезан на металлолом в 2000году. п. Лесозаводский. 2001 год. Ковдская запань. Заготовка леса (брёвен). 1950-й год. Ковдский лесозавод. Большинство рабочих приезжали на лесоучастки по вербовке, они и ни топора до этого в руках не держали, ни багром правильно пользоваться не умели, а труд был тяжелейший. Теперь мне порой кажется, что с бывшей тогда техникой в наше время за эту работу никто бы и не взялся, плати хоть по 1000 рублей в день. А ведь в те годы работали часто и без зарплаты, лишь продукты выдавали по списку. На лесопункте «Серяк» ст. Ковда стояло два барака (один - для семейных, перегороженный на клетушки, а другой - для холостых) да небольшой магазинчик. То же самое было и на остальных лесопунктах. Зимой заготовляли лес, возили его по узкоиэлейной дороге на лошадях на берег озера и складывали в штабеля. Машин не было, тракторов 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz