Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.

-Есть Норд-тен-Вест (От Севера к Западу). Судно идет поперек залива. Вырастают буруны за юрмой, прибавляют ход! Едва проходят остров, как попадают в отливное течение воды из Старцевой губы. Бортовая волна захлестывает палубу. Лес встает дыбом в кошеле, но опасность небольшая, волна частая и мелкая, все же залив, и судно медленно приближается к полуострову Толстик. С напряжением работает двухвальная судовая установка. Кочегары шуруют в топках ютлов, и черный дым ветер рвет из трубы. Винты вздыма­ ют горы зеленой воды за юрмой. Далее спутные волны сливаются в одну и разбиваются об острый угол оплотника (кошеля с лесом). Обогнув о. Крекалин, судно выходит на Еловецкиё створы. Здесь уже ветер не страшен, потому что дальше укрытие, и «ХУРТИГ» идет веселее. Свободные от вахты матросы и кснегары выходят на палубу и усаживаются на решетки вентиляционного люка, греются на солнце. Капитан за это время ни разу не сходит с мостика. Даже юфе приносят ему в рубку. Вот проходит мимо борта поселок Рюссен. Проползает лысая гора Варога. Длинный вибрирую­ щий гудок буксирного парохода оповещает о прибытии. Сбавляется ход, и кошель с лесом ставится к горе Варога и приклепывается за большое стальное юльцо, ввинченное вскалу... Прошло сорок лет. Изменилась политическая обстановка в стране и мире. Но «непереходящие» ценности не перестали существовать. Два лесозавода дымят трубами и требуют леса, леса, леса... У запани в Ковде стоит новый буксирный пароход «СТАХАНОВЕЦ». Черный корпус, на черной трубе красная полоса и на ней сверкает золотом латунный серп и молот. На гафеле ветер рвет красный флаг. Буксир постро­ ен в Эльбинге, в Германии, в 1932 году и прибуксирован в Россию через Балтийское море, ББК, Белое море и вступил в строй в середине 30-х годов. Капитан Федор Таурьянин в кителе с латунными пуговицами и фуражке с «крабом» (морская кокарда), надрываясь, кричит в мегафон на «головку» запани мастеру. Рядом стоит стармех Мартынов. Мастер леса в растегнутом пиджачке, в кепке, матерясь, что-то приказывает рабсним. А на судно не обращает внимания. По всей вероятности, подвыпивший. И как не боится ходить по дергающим бонам? После получения документов и обмена хлесткими выражениями на прощание с бонов доносится: - Придешь через 2 часа! - Да пошел ты!... - в ответ. Пыхтит буксир, клубы дыма из трубы низко стелются по волнам. По признакам к плохой погоде. Надо быстрее проходить Ковдинский рейд - широкое место. Время обеда. Один капитан в рубке вращает штурвальное колесо и сам с собою разговаривает: переживает стычку с шстером. А ветер все усиливается, и по Ковдинсюму рейду пошла большая волна. Приходится держать курс Норд - Ост на выходной маяк (Пришубый Бак- лыш), чтобы не задеть кошелем с лесом каменистые мысы островов. Наконец подошли к полуострову Толстик и повернули на Еловецкие створы. Жар убывающей воды спал, ветер стал подгонять, и судно пошло быстрее. Команда после обеда выползает на палубу кто в чем: майки, грязные брюки, ботинки и тапочки, рассаживаются на тепловые решетки капа машинного 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz