Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
Фулл спид - полный вперёд! Гудки ПАРОХОДОВ. Новенький, с «иголочки», окрашенный в серый цвет; только дымовая труба чёрная, а на ней широкая ярко-желтая полоса и посредине большая багряная буква «О» буксирный пароход « ХУРТИНГ» стоит у запани в Ковде. На рее манты два флага: русский БСК и шведский, синий с золотым крестом. 1900 год. Июль месяц. Судно только что перегнали из Швеции в Россию, в Ковду. И как только буксир прошел Атлантику, Баренцево и Белое море? Невероятно, но как видим факт. Команда на судне шведская; один механик Абрамовский - русский. Капитан Ларе Оллсен - типичный, флегматичный швед, с бакенбардами и со «шкиперской» бородкой, подрезанной прямо (горизонтально). На нем чёрный костюм. Брюки и куртка с погонами, большие золотые пуговицы. Резко выделяется галстук на белой манишке. На голове капитанская фуражка, примятая с боков, с большой золотой кокардой, на которой символы: глобус и крест. И, иэнечно, может быть, это банально, но во рту капитана дымит трубка (сколько не пытался я ее выбросить, ничего не получалось.) Просторная, залитая лучами солнца рубка. На машинном телеграфе знак «Готовься». Команда на палубе - крупные, но ловкие матросы. Все одеты в темно-синюю «нанку». На ногах у всех, в том числе и капитана, крепкие ботинки. Головы украшают странные, чем-то (формой) похожие на поварские колпаки белые шапочки. Судно стоит на швартовом мэнце, захваченном восьмерками за «битинг» на носу буксира. Второй конец закреплён за запань. Знаменитая Запань у реки Ковда. Не побоюсь этого слова. Через Запань прошли миллионы кубометров леса. Половина Европы была снабжена экспортны ми материалами: бревнами и досками из Ковды. Четырехбревенчатые плоты «боны», сбитые соединением «ласточкин хвост» поперечными брусьями. «Боны» соединены между собой сплавными цепями с замками. Запань идет поперек реки от одного берега к другому. Кроме того, на бонах лежат два 60 мм по окружности просмоленные стальные тросы, которые выведены на берег и закреплены за огромные бетонные тумбы, зарытые глубоко в землю. Гигантская тяжесть давит на Запань. Мощное течение воды в пене (не будем забывать, что перепад высот озера Серяк и уровня моря составляет 35 метров) и масса 15 25 тысяч кубометров шестиметро вых бревен способна сорвать (разорвать) любые преграды. Вся поверхность дельты реки Ковда забита коричневыми (в коре) бревнами. Запань, выгну тая дугой, мерно покачивается, скрипит цепями, трещит тросами. Вода из- под бонов стремительно, с глухим низким гулом вырывается на свободу и большими желтыми волнами уходит в фиолетовый залив Старцевой губы. Шум и гул стоит такой, что люди больше разговаривают знаками, чем голосом. Вот карбас подходит к буксиру, и подрядчик, щеголевато одетый в хромовые сапоги, поддеву и картуз, вручает капитану пакет с документами (накладные на лес). Идоносятся последние слова: 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz