Патраков, А. И. Поморье / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2005. – 246 с.
ЛПХа, тоненькая нитка лесовозных дорог связала Лесозаводский и Княжую. По этой дороге ходили грузовые машины, и даже был пущен автобус ПАЗ. Но мытарства жителей Лесозаводского на этом не кончились. Сорок километров машина или автобус преодолевали 4 часа. А то и вовсе не могли пройти из-за снежных заносов или горных поворотов. С постройкой дороги С. Петербург -Мурманск, дорожники отсыпали оставшиеся 9 км до Лесозаводского. Дорогу так спешили сдать в эксплуатацию, что все водные пути, разъединяющие остров и материк засыпали, и ни воде, ни рыбе прохода не оставили. (А ведь на временной дороге был построен деревян ный мост.) Справедливости ради надо отметить, что в самом узком месте насыпной дамбы поставили бетонную трубу диаметром 1 метр, но так высоко, что только при подъёме вода переливается через неё. ( В Белом море приливы и отливы воды с амплитудой 2,5 метра и более.) Мало того, рядом с насыпью ещё три свалки отходов лесозавода. Прошли годы. Стихла эйфория от постройки автомобильной дороги. Люди привыкли к удобствам, а молодёжь думает; что так было всегда. Но стали замечать рыбаки, что за насыпью дамбы дороги заливы, богатые когда-то рыбой, стали заиливаться, и совсем пропала морская рыба. Забили люди тревогу, стали обращаться к властям, в природоохранительные организации. И вот результат. Готов проект водовода и рыбопрохода. Это бетонная труба шириной 4метра, высотой 2,5 метра. Сейчас искусственное сооружение построено. И пассажиры автобуса с удивлением смотрят, что вода по тоннелю идёт в одну сторону. А возвращаются назад, она переливается обратно. Примечание автора. В Белом море происходят шестичасовые приливы и отливы воды. п Лесозаводский. 2001 год. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz