Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.

Только, Шверник, ты там не вздумай за коммунизм агитиро­ вать! Двадцать второго декабря 1941 года Антони Иден выехал специальным поездом из Москвы в Мурманск. Вместе с ним Шверник со своей делегацией. Их было тринадцать человек, включая двух женщин: секретаря ВЦСПС Николаеву и председателя ЦК профсоюзов текстильщиковМалькову И вот в ночь декабря через станцию Ковда прошел на Север пассажирский состав в расписании вологодского поезда. Это я пишу прошел, а затемненный поезд стреми­ тельно прогрохотал, нище не останавливаясь. Его сопровож­ дали два бронепоезда. И наделали они столько шума, что и сейчас оставшиеся в живых ветераны железных путей с содроганием в душе и сердце вспоминают ту кошмарную ночь. Дело в том, что в целях секретности, зеленый свет семафора открывался в самый последний момент на одну минуту. С пути должен был убран весь железнодорожный состав. Напоминаю, что в то время Кировская железная дорога была однопутной. А приказ об освобождении пути давался в самый последний момент. Система секретности и законы военного времени. Ранним утром специальный поезд прибыл в Мурманск, и делегация отправилась в порт. А здесь произошел казус, который описан во многих учебниках, как о консерватизме англичан. На крейсер делегацию не пустили. Во-первых, число 13 (в делегации было тринадцать человек), во- вторых, в составе ее было две женщины. Согласно английским традициям, на военный корабль не должна ступать нога женщины. Нашел выход из ситуации Иван Майский, наш посол в Лондоне. Он предъявил английским властям следу­ ющий факт: на один из военных кораблей взошла особа королевской семьи, чтобы поприветствовать матросов. Таким образом, он поставил вопрос ребром: - Почему английским женщинам можно находиться на -------------------- ПОЕЗД СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ --------------------- 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz