Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ бильярда и игр, библиотека и интерюмната (комната для отдыха иностранных моряков). Танцы проводились под духовой оркестр, гармонь, а затем и под пластинки через усилитель. Зал, конечно, был полон света, пол навощен воском, приходило много родителей, которые смотрели, как их дети танцуют и веселятся. Много лет бессменным дирек тором клуба, руководителем художественной самодеятель ности и оркестра был Сергей Михайлович Корнишин. Особенно переполненным клуб был в революционные праздники и в Новый год. Но новогоднюю елку стали ста вить только с 1936 года, так как раньше этого делать не разрешалось. А в селе Ковда, наверное, и сейчас не ставят елку в домах. Ведь христианская религия не разрешает языческие обряды, как - то: рождественская елка или святцы (колядование). На праздниках пили, конечно, не воду. «Да, пьют рабочие, - говорил Русановский приказчик, - чашку выпьет; другую, третью, все чашками...» «Спирт в 90% пьют и ничего!» - из воспоминаний худож ника В. Переплетникова 1903 год. При шведах потребляли норвежский ром, спирт и водку. «Казенка» - казенная (государственная) лавка, где продавал ся спирт и водка, была в селе Ковда. Затем при «сухом зако не» с 1914года по 1928 год стали варить брагу. Эта сброжен ная из зерна, крупы и сахара жидкость обладала достаточной крепостью и была приятной на вкус. С отменой «сухого закона» в 30 - х годах и позже продолжали варить брагу. И только, наверное, в 60 - х годах стали употреблять чистую водку. Причины банальные: отсутствие сахара в стране и относительная дешевизна водки. При заработной плате рабочего столько - то рублей бутылка спиртного стоила рубли. Конечно, и в те времена боролись с пьянством. До 20 - х годов администрация заводов писала письма губернатору
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz