Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.

Здесь я остановлюсь. Должен извинится перед ковдянами. Потребление спиртного в селе Ковда было во много раз меньше, чем пили на заводах. Там крепкие семьи, вековая мораль. Церковь стояла на христианских устоях. И вообще, хозяин должен «как кредо» заниматься хозяйством. Да и праздников было не мною. А кто же пьет в будни? Одежда. В старые времена носили ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты. Шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). Картузы с лакированными козырьками и шляпы (шведская мода). Летом носили ботинки и сапоги, а зимой, конечно, валенки. А вот чуней (плетеные, веревочные лапти) не носили. Считалось зазорным. В виде исключения их надевали печники при работе с камнем и при кладке печей. В селе Ковда женщины летом носили «ступаки», выделанные из кожи туфли. Рабочая одежда не отличалась разнообразием и тона: серые да черные, но одно отделяло их - все носили фартуки, спецификаработы. На промысле одевали (рокона) куртки из проолифленной парусины и (буксы) брюки. На голову надевали (зюйдвестку) шляпу. На ногах (бахилы) кожаные, выделанные сапоги с длинными голенищами. Повседневная одежда женской половины человечества ничем не отличалась от одежды в Северной России. Но праздничная одежда селян Ковды и женщин завода отлича­ лись как небо и земля. Я даже не берусь описывать ее. Во многих книгах есть описание и фотографии нарядов северя­ нок. Освещение жилищ. Хорошо летом! Долгий полярный день. Начиная с марта, почти не бывает ночи. Но в сентябре зальют дожди, темно и ------------------------ ЖИЗНЬ НА КОВДСКОМ БЕРЕГУ -------------------------- 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz