Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.

КОВДСКИЕ ШВЕДЫ большие, диаметром примерно полтора метра с отверстиями посредине. -Механик! Что это за колеса? На что механик ответил: - Да, наверное, противовесы старых шведских лесопиль­ ных рам. - А может это колеса «медведки»? - показываем свою эрудициюмы. - Ну, что Вы. У «медведки» колеса чугунные, обод широ­ кий иразмером в два раза меньше. Пояснение. «Медведка» - одноосная повозка с чугунными колесами. В нее запрягали лошадь и подвозили стопыдосок к пароходу при погрузке. - Нет! Нет! Пусть стоят. Никому не мешают После страшного пожара 2002 года завод полностью выгорел. Лесопильные рамы и трубопроводы разобрали и вывезли фирмы, торгующие металлоломом. Остались разрушенные кирпичные стеныи символ завода - труба. В 2005 году оператор ТВ, снимающий развалины завода (уже история), спросил меня, показывая на лежащие на земле в грязи иуглях два громадных каменных колеса: ...А что же это такое? И только тут я, к великому моему стыду, вспомнил, что есть же в книге Карла Юнссона объяс­ нение происхождения эти юлес... .. .Хлеб. Зерна не было, единственное, что было из зерно­ вых - овес, заготовленный для рабочих лошадей. Комитет осенью 1918 года принял решение, что овес будет добавлять­ ся в муку для питания людей. Но ще найти мельницу? Если бы найти жернова, то можно было смонтировать их на одну из заводских машин. Стали думать, ще их можно достать. Рабочие с завода рассказывали, что на восточной части полуострова Толстик есть камни, подходящие под жернова. Со всем необходимым оборудованием рабочие отправились в то место на «Стине». 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz