Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.

ИСТОРИЯ КОВДСКОЙ ЦЕРКВИ ная вера. Источники свидетельствуют, что многие и многие прихожане были людьми не просто верующими, а преданны­ ми своей церкви, а это так важно. Спустя непродолжительное время, уже в марте 1960 года, исполком Кандалакшского горсовета (читаем протокол) « рассмотрев многочисленные заявления граждан села Ковда, поселка Лесозаводский, станции Ковда, населенных пунктов Олений остров, Ковда-Запань и учитывая, что из 921 челове­ ка взрослого населения высказалось за закрытие церкви 902 человека, а так же крайне ветхое состояние церкви и коло­ кольни, выход из состава двадцатки и церковного совета большинства членов и, принимая во внимание их предложе­ ние, закрыть церковь». Решает: Договор с церковным сове­ том Ковдской церкви расторгнуть, и церковь закрыть. Церковное здание было передано на баланс Лесозавод­ ского поселкового совета, наиболее ценное имущество и средства переданы в фонд государства. Дальше - больше! (читаем протокол), «учитывая, что помещение Ковдской церкви и колокольни, построенные по словам старожилов и по данным осмотра в натуре в 1880-1985 годах, пришли в полную негодность, и что в течение этого срока церковь неоднократно перестраивалась и поэтому не имеет истори­ ческой ценности, как архитектурный памятник, просить исполком Мурманского областного Совета исключить здание бывшей Ковдской церкви их числа памятников архитектуры, подлежащие охране, как ошибочно включен­ ный в этот список». Что и было сделано. И никого не волновало, что все исследователи русского деревянного зодчества сходятся на мысли, что первыми деревянными церквями на Руси были клетские, к коим относится наша Свято-Никольская. То есть это древнейшая форма деревянного храма, и сегодня таких церквей осталось в мире считанные единицы. По заключению специалистов, составлявших описание нашего храма в 1927 году « здание

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz