Патраков, А. И. Ковдский берег / А. И. Патраков. – Кандалакша : НИВА-пресс, 2019. – 135 с. : ил.
Русском государстве 11-18 веков. С распространением на Руси христианства в погостах строились церкви, близь которых находились кладбища. И названия погосты получа ли двойное - по селению и церкви. Следовательно, принимая во внимание православное мировоззрение и традиции поморских людей, можно предположить, что в 1542 шду в Ковде уже стоял православный храм. К события 1589 года. В Соловецкой летописи говорится «7 сентября приходили немецкие лкди к морю на поморские места рекою Ковцою в волость Ковду. Церковь и дворы пожгли и людей побили. А приходило тех немецких людей 700 человек. Государев писец Третьяк Зайцев нашел в Ковде лишь три двора идвенадцать запустевших солеварниц. В 1611 году волость восстановила свои силы, уже насчи тывалось 22 двора, в которых жило 17 семей. Действовали две солеварни на Бабьем море Архипа Кожина. Имелся и вновь воздвигнутый храм. В писцовой книге Алая Михалкова говорится: « А в волости церковь теплая Николы Чудотворца деревянная, верх шатровый, а в церкви образы, книги и ризы да колокол один строения волостных людей». Примечание. Сам автор книги, в марте 1997 года, на экскурсии со школьниками, в подвале церкви обнаружили деревянный обугленный горо док (фундамент), ушедший боком в землю. На нем была четко вырублена долотом цифра - 1611 г. При реставрации церкви в 2005 году я спросил рабочих: Где городок с цифра ми? Ответ: «Все ушло в печку». Долго ли простояла упомянутая церковь, сейчас трудно сказать. По И. ушакову церковь воздвигалась и в 1651шду, и в 1658-м. А по мнению искусствоведа Шульгина, не исклю чена возможность следующей датировки: Средняя часть церкви-1597 года постройки, колокольня-1705 года, а трапез ная еще более поздняя - 1750 года. Однако имеющиеся у нас документы (метрики, клировые ведомости и т. д.) свидет ------------------------- ИСТОРИЯ КОВДСКОЙ ЦЕРКВИ ---------------------------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz