Панов, Д. А. Мурманские рыбные промыслы в дореволюционный период колонизации Мурмана: историко-технический аспект (1860–1918 гг.) // Ученые записки МАГУ. Исторические науки : сборник научных статей / науч. ред. Ю. П. Бардилева. – Мурманск : МАГУ, 2017. – Вып. 16. – С. 98-103.

зовали уду и поморы, но либо за неимением яруса или при неблагоприят­ ной погоде, которая могла бы привести к потере яруса [17, с. 206], или это, как правило, были ловцы-одиночки [19, с. 107]. Экономической причиной предпочтения поморами яруса было также и то, что на ярус рыба попада­ лась крупнее и выручка за нее была выше [4, с. 34]. Сетевые орудия на мурманских рыбных промыслах были представ­ лены различными видами неводов, в основном использовавшимися для ловли наживки. Наживочный волоковой невод длиной от 50 до 75 саженей (106,5-160 м) и 3,5 сажени (7,5 м) высотой для ловли мойвы; наживочный волоковой невод длиной от 50 до 60 саженей (106,5-128) и до 2,5 (5,4 м) саженей высотой для ловли песчанки, с ячеями маленького размера, вслед­ ствие того, что песчанка была длинной и узкой рыбой [10, с. 155]. В ука­ занный период началось внедрение в техническо-промысловую культуру мурманских промышленников изобретения американских промышленни­ ков - кошелькового невода [7, с. 75]. Кошельковый невод представлял со­ бой особое устройство. Он изготавливался из нескольких сетных полот­ нищ, которые сшивались. Лов этим типом невода был связан с выслежива­ нием косяка рыбы, который окружали неводом, выбрасывая его с судна. В низ невода опускался груз, который не допускал выхода окруженной ры­ бы. К грузу крепились два блока, через которые пропускалась веревка. Вся конструкция представляла собой большой «кошель», откуда рыбу вычер­ пывали сачками. К дореволюционному периоду относится и первое применение трала в водах Баренцева моря. Николай Лукич Копытов, в 1906 г. зафрахтовал норвежский пароход «Эрлинг» и начал промысел рыбы тралом в промыш­ ленном масштабе [11, с. 117]. С техникой тралового промысла Н.Л. Копы­ тов ознакомился во время плаваний на английских судах [9, с. 26]. Даль­ нейшее развитие тралового промысла в Баренцевом море в дореволюцион­ ное время было продолжено фирмой К.Ю. Спаде «Русские северные про­ мыслы К.Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торговля». Предприятие при­ обрело в Англии траулер, который был назван «Север». Затем последовало приобретение другого траулера, получившего название «Восток». В 1910 г. Н.Л. Копытов плавал капитаном на «Севере», на нем же началась деятель­ ность первого отечественного тралмейстера Ф.Е. Шамалуева. Преодолевая определенные трудности, деятельность фирмы К.Ю. Спа­ де набирала обороты, и в 1912 г. у фирмы уже было в эксплуатации 4 трау­ лера. Суда фирмы ходили к берегам Исландии, а для обслуживания своих судов К.Ю. Спаде начал обустраивать становище Порчниха. Но развитие тралового лова в Баренцевом море было приостановлено начавшейся Пер­ вой мировой войной. Подводя некоторый итог, стоит отметить, что на всем протяжении существования промыслов, орудия лова на них менялись мало. Изменения в основном касались размеров отдельных составных частей и материала 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz