Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
На наш взгляд, перечень вопросов съездов отличался от перечня вопросов комиссий более практическим характером. Все вопросы съездов, так или иначе, касались непосредственно промысла или его организации, вопросы рассматриваемые комиссиями зачастую лежали в около промысловой сфере, то есть сфере связанной с обеспечением практической стороны. Как уже было отмечено, архангельские губернаторы в исследуемый период уделяли повышенное внимание вопросам, связанным с мурманскими промыслами. В 1869 г. архангельский губернатор Н. А. Качалов в годовом отчете императору Александру II уделил особое внимание школам, размещавшимся в прибрежных поселениях Белого моря: «Занятия эти указывают на необходимость дать морской характер всем школам, помещенным в эти селения, для того, чтобы дети с малолетства приготовлялись к будущей их специальности»1. Именно при его деятельном участии в 1870 г. в Сумском посаде был открыт первый на побережье Белого моря мореходный класс, выпускники которого получали дипломы штурманов малого плавания. Н. А. Качалов также поддержал инициативу кемских и Кольских судовладельцев о создании Беломорско-Мурманского срочного пароходства, которое было создано и начало свои действия в 1870 г. Губернатор также поддерживал инициативу поморов-промышленников о поддержании правопорядка на Мурманском берегу в период промысла, о борьбе с контрабандой норвежского рома, о пресечении незаконного лова норвежских судов в русских территориальных водах. Н. А. Качалов считал необходимым иметь в Архангельске один и несколько пароходов, которые бы в период промыслов перевозили чиновников, призванных наблюдать за порядком, пресекать контрабанду спиртного. Но эта инициатива осуществилась только в 1886 г. Ему также удалось создать в Архангельске мастерские для ремонта судов, организовать гидрографические 89 1Попов Г. Губернаторы Русского Севера. Архангельск, 2001. С. 23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz